18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Знатнейшие искусства повседневного пользования

№92
Материал из газеты

Императорская академия художеств призвана была не только обучать, но и просвещать. Как именно это происходило, рассказывает книга Риммы Байбуровой

Для большинства из нас, кроме специалистов, общая панорама русского искусства XVIII века теряется в некоторой дымке. Мы знаем отдельные вехи, которые, будто верстовые столбы, виднеются в тумане. Это имена художников: Иван Никитин, Алексей Антропов, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский… Однако что именно происходило в русской художественной жизни галантного столетия, какие подводные течения ею управляли и из чего состоял «подлесок», рисуется в воображении смутно, в отличие от эпохи передвижников или Серебряного века. Монография Риммы Байбуровой «Без добрых дел блаженства нет…», озаглавленная строкой из оды Гавриила Державина на смерть Ивана Бецкого, президента Императорской академии художеств (ИАХ), содержит много любопытных фактов, заполняющих эту лакуну.

В книге с подзаголовком «Просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке» рассказывается даже не конкретно о просветительстве, а обо всей публичной деятельности, в которой обычно закрытая ИАХ открывалась городу. Что могли получить от нее люди, не воспитанники и не студенты? Горожанин XVIII века, оказывается, мог посещать библиотеку; также там проходили публичные лекции, печатались книги. Регулярно устраивались аукционы, на которых академия продавала «излишки» — произведения искусства, создаваемые в процессе обучения: рисунки, гравюры, картины и скульптуры. Это был экономный способ украсить средний дом того времени. Работы более высокого уровня, картины пенсионеров и академиков, а также произведения старых европейских мастеров, пожертвованные меценатами (в первую очередь Иваном Шуваловым), позволили создать музей — второй в Петербурге после Кунсткамеры.

Почти половину этой небольшой и прекрасно изданной книги составляет рассказ о двух публичных выставках, происходивших в 1766 и 1770 годах. Академия ежегодно устраивала отчетные экспозиции, однако печатных каталогов со списком произведений за весь XVIII век сохранилось всего два, причем в единичных экземплярах. Анализ списков помогает понять, из чего в целом складывалась художественная жизнь в ту эпоху. И увидеть, что за пределами ИАХ никаких мастеров практически и не существовало, что почти всему нашему искусству XVIII века мы обязаны программной, упорно, дотошно насаждаемой государственной политике.

Увы, именно в этой главе мы находим и основной недостаток книги: автор — специалист по архитектуре, а отнюдь не по живописи — зачем-то, не имея никаких письменных источников, пытается вообразить, как реагировала публика на картины с изображениями античных богов, и полностью отказывает посетителям выставок в каком-либо образовании. Хотя очевидно, что на недолгие отчетные выставки ИАХ приходила в первую очередь придворная и интеллектуальная элита, а не кучера с кухарками.

При этом книга наполнена любопытными фактами, почерпнутыми из редких архивных документов. Она весьма логично и последовательно, хоть и кратко, разворачивает перед читателем картину закулисной, но при этом весьма важной деятельности академии. А обширное приложение состоит из ряда полезных историкам документов, публикуемых впервые: уставов, регламентов и указов, регулировавших работу ИАХ. И пока у нас нет книги вроде «Повседневная жизнь русских художников в Петербурге в XVIII веке», книга Байбуровой служит еще одним кирпичиком, из которых образ этой повседневности в голове читателя может сложиться. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+