Красиво построено и удачно сказано

№92, июнь 2021
№92
Материал из газеты

Книга Александра Степанова подсказывает читателю, как научиться получать удовольствие от домов, дворцов, башен и мостов

Вид на лондонский собор Святого Павла с пешеходного моста «Миллениум». Фото: Yyulia Chinato
Вид на лондонский собор Святого Павла с пешеходного моста «Миллениум».
Фото: Yyulia Chinato

В своей книге Александр Степанов представлен как кандидат искусствоведения, профессор Института им. И.Е.Репина и доцент факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Что допускает считать его «Очерки поэтики и риторики архитектуры» скорее циклом лекций не на один семестр, чем научно-популярной литературой. Читатель этой книги, как и студент, должен иметь некие базовые знания об архитектуре, владеть терминологией, но не догадываться о подлинном послании здания или сооружения, не уметь его считывать. И Степанов увлеченно, как хороший преподаватель, объясняет, растолковывает, не жалея слов и читательского времени, что нам говорит архитектурное произведение. Именно оно само, а не его проектировщик, ведь намерения последнего и результат могут не совпадать.

На 700 страницах книги, не имеющей ни одной иллюстрации (они доступны в интернете), автор рассматривает 100 сооружений — от жилищ первобытного человека до открытого в сентябре 2019 года под Осло моста-галереи «Твист». Смотрит на них издали («Захватывает дух, когда видишь замок, лебединой белизной сверкающий на фоне поросших темно-зелеными еловыми лесами гор, среди которых он кажется игрушкой») или вблизи («Подоконники первого этажа опущены так низко, что внутрь может заглянуть любой прохожий»), изучает интерьеры («Пройдя меж мраморных колонн, мы, повинуясь гибкому объятию изогнутых стеклянных стен, входим в просторный зал, освещенный мягким светом, льющимся сквозь опаловые стекла плафонов»).

Александр Степанов. «Очерки поэтики и риторики архитектуры». М: Новое литературное обозрение. 2021. 704 с. Серия «Очерки истории визуальности»
Александр Степанов. «Очерки поэтики и риторики архитектуры». М: Новое литературное обозрение. 2021. 704 с. Серия «Очерки истории визуальности»

«Архитектурная речь становится живой, то есть приятной и воодушевленной, если она, с одной стороны, информативна», — пишет Степанов, а с другой, считает он, «информация должна иметь привлекательную форму». Речь его книги такая же — живая и воодушевленная. Правда, информация часто подана как перечисление фактов, что и хорошо: в большом количестве эмоции утомительны. Отдых от авторского энтузиазма дают и многочисленные цитаты архитекторов, историков и критиков — от Аристотеля до Юрия Аввакумова.

Почти все рассмотренные автором объекты знамениты и занимают почетное место в истории архитектуры: храм Амона-Ра в Карнаке, Шартрский собор, палаццо Медичи Микелоццо ди Бартоломео, вилла «Ротонда» Андреа Палладио, вилла «Савой» Ле Корбюзье, Сигрем-билдинг Людвига Миса ван дер Роэ, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке Фрэнка Ллойда Райта и Музей Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери, мост «Миллениум» Нормана Фостера. Но во многих случаях Степанову удается увидеть хорошо известные и досконально изученные архитектурные произведения в новых ракурсах и неожиданных сравнениях. Например, он предлагает читателю представить невообразимое — постройку Эйфелевой башни в Петербурге. А интерьер собора Святой Софии в Стамбуле описывает как «светотеневой спектакль, созданный архитектурными средствами».

Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда на вершине холма недалеко от города Виченца. Построена по проекту архитектора Андреа Палладио. Фото: Wikipedia Commo
Вилла Альмерико Капра Ла-Ротонда на вершине холма недалеко от города Виченца. Построена по проекту архитектора Андреа Палладио.
Фото: Wikipedia Commo

Объекты в книге сгруппированы по типам: дворцы, башни, мосты, офисы, терминалы. Что позволяет выделить типологические свойства сооружений и увидеть, как с ними работали зодчие. Поэтому неудивительно и оправданно соседство глав о церкви в Кондопоге и римской церкви Сан-Карло алле Кваттро Фонтане по проекту Франческо Борромини.

Много страниц в книге отдано рассуждениям об авторском подходе к архитектуре, объяснениям, почему можно говорить об архитектурной риторике и воспринимать материальные объекты как речевое высказывание. Отдельную главу Степанов посвящает критике понимания архитектуры как организации пространства. Как ни любопытны его теоретизирования, «Очерки» замечательны, новы и притягательны именно воодушевленностью автора, его чувственным и восторженным восприятием архитектуры.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+