18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Одушевленные стены

№92
Материал из газеты

Произведения настенной живописи — важная глава в британской истории искусства, в немалой степени инспирированная политическими событиями

Интерес к этой теме недавно вновь вспыхнул в Великобритании на фоне крупных проектов консервации и реставрации в соборе Святого Павла и Королевском госпитале, а также после прошлогодней выставки британского барокко в Тейт. Книга Лидии Хэмлетт «Настенная живопись в Британии 1630–1730-х годов: переживание истории» посвящена произведениям этого вида искусства, реализованным во дворцах королей и особняках аристократии.

В исследовании автором использовался междис­циплинарный подход. Хэмлетт раскрывает литературное, культурное и политическое значение грандиозных проектов настенной живописи, известных под общим названием «истории» — безотносительно к тому, был ли сюжет мифологическим или каким-то иным. По ее мнению, все они побуждали зрителя к переживанию и в связи с «их гигантским масштабом и интерактивной формой невольно напрашивалось обсуждение». С помощью стенописи заказчики, особенно виги, жившие в огромных загородных домах 1680–1690-х годов, могли сообщать о личных идеалах и династических связях, передавать политические и философские послания. К созданию значительных интерьеров того времени нередко привлекали континентальных художников, таких как итальянец Антонио Веррио (1639–1707) или француз Луи Лагерр (1663–1721).

Хэмлетт подробно показывает, как стенопись, черпавшая идеи из других форм искусства, превращалась в визуальную манифестацию власти. Одним из величайших воплощений этой задачи стала потолочная роспись в Банкетном доме дворца Уайтхолл, выполненная Питером Паулем Рубенсом (1577–1640) на холстах в 1630-е годы. Большое значение имели и интерьеры Уилтон-Хауса, поместья графов Пембруков в Уилтшире; в книге впервые рассматриваются изображенные там сцены из классической литературы в свете коренных политических сдвигов 1640-х годов.

После восстановления королевского правления в Англии Карл II преобразовал интерьеры Виндзорского замка, используя фрески для воспевания обновленной монархии и нации в целом. Хэмлетт рассматривает последовательный ряд этих сюжетных росписей как «управляемую галерею для прогулок», которая заканчивается двойным визуальным крещендо в зале и королевской часовне Святого Георгия. Искусствоведы старшего поколения Стивен Оргел и Рой Стронг писали, что в этих интерьерах «утверждается новая идеология: над королевским дворцом парят божественные идеи, воодушевляя привилегированное правление». Вторя им, Хэмлетт проводит параллели между интерьерами и пьесой-маской Томаса Кэри «Небо Британии» (1634). Автор считает, что такого рода интерьеры непосредственно связаны с «современными им иммерсивными эффектами маски, драмы и оперы».

Анализируя интерьерные росписи Боутона, Чатс­уорта, Чарборо, Бленхейма и ряда других особняков и замков, Хэмлетт исследует оживление архитектурного пространства с помощью остроумного новшества — вкрапления в изобразительную форму текстов из литературных источников континентальной Европы. Недаром один из поэтов назвал оформление Джеймсом Торнхиллом (1675–1734) лестницы в Ханбери-Холле в графстве Вустершир «одушевленной стеной». Нередко настенные росписи «анимировали» и классическую литературу, в частности поэму Овидия «Метаморфозы». Нигде мифологические темы не были переданы Джоном Ванбру (1664–1726) столь блестяще, как в Кастл-Ховарде в Северном Йоркшире, где фрески вызывают в воображении дворец Солнца, описанный в книге II. Заимствуя сюжеты из Овидия, художники превращали «заказчиков в богов, реальные стены их домов — в воображаемые пейзажи, а потолки — в небесный свод». Веррио в интерьере Небесной комнаты в Бёргли создал архитектурную иллюзию, наполненную ошеломляющими зрителя небесными телами.

Поэт Томас Тикелл полагал, что зрители, созерцавшие фрески 1690-х годов в Лоутер-Кастле (ныне утраченные), дышат воздухом Элизиума, потому что, «благодаря выразительным мазкам прекрасной руки Веррио, боги в земных жилищах выглядят лучше, чем у себя дома». Подобные росписи, по-видимому, предназначались как раз для того, чтобы оживить огромные особняки божественной аурой.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+