18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Лишь бы впихнуть побольше туристов»: проект реконструкции Акрополя вызвал скандал

№92
Материал из газеты

Новый этап работ может радикально изменить облик объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

Планы грандиозной реконструкции западного входа на Акрополь вызвали протесты со стороны археологов Греции и всего мира. Среди подписавших открытое письмо — представители университетов Оксфорда, Дарема и Брауна, которые призывают к отмене работ, ведущих «к деградации и обесцениванию величайшего археологического и художественного сокровища, доставшегося современной Греции».

Акрополь, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, по данным Статистического управления Греции, является самым посещаемым археологическим памятником в стране. В 2018 году здесь побывало более 3 млн человек. С того момента, как возникло независимое греческое государство, а Афины в начале XIX века были выбраны его столицей, на этом месте непрерывно ведутся археологические работы и раскопки, которые повлияли как на доступ к памятнику, так и на его внешний вид.

Предполагается, что финальная часть реконструкции, длящейся почти 50 лет, должна сделать Акрополь более доступным для людей с инвалидностью, дать возможность лучше управлять потоком посетителей, а также, согласно заявлению Министерства культуры Греции, «устранить неудачные вмешательства прошлого».

Однако противники проекта уверены, что эти планы «противоречат международно признанным принципам» и «создадут прецедент для чрезвычайно опасной тенденции».

План последнего этапа реконструкции был единогласно одобрен Центральным археологическим советом 3 февраля 2021 года; предложение внес реставратор Манолис Коррес, президент Комитета по сохранению памятников Акрополя (ESMA). Основная цель этих капитальных работ — восстановление подъема на Акрополь, включая большую мраморную лестницу, и возвращение древнего южного входа на террасу.

Однако археологическое сообщество опасается за то, что называют «аутентичным обликом» памятника. По мнению критиков проекта, запланированные работы — это грубый современный ремонт, который не пытается следовать исторической основе. В частности, непонятно, почему лестнице будет возвращен вид, который она имела в V веке н.э., а не в V веке до н.э., когда и были, собственно, построены Пропилеи.

Очевидно, что планы реставрации также выходят из «международных и национальных правовых рамок и не соответствуют стандартам». Ведь, по идее, Центральный археологический совет «принимает решения только после проведенных исследований, а не просто после внесенных предложений». Так, бурю возмущения вызвали уже выполненные работы: в 2020 году пешеходные дорожки, ведущие к Акрополю, закатали в бетон, а для людей с ограниченными возможностями установили более широкий лифт. По мнению авторов письма, наводнение на Акрополе, которое случилось после ливней в декабре 2020 года, было «предсказуемым последствием» цементного покрытия, изменившего водный режим почв на холме. При этом главной цели — улучшения доступа к памятнику для инвалидов — достичь тоже не удалось. По словам критиков, все это на самом деле делалось для того, чтобы «летом впихнуть еще больше туристов».

На просьбу The Art News­paper о комментарии в Министерстве культуры Греции не ответили; но в заявлении, опубликованном 15 марта, Комитет по сохранению памятников Акрополя отклонил обвинения из открытого письма, заявив, что новое покрытие пешеходных дорожек «легко снимается», а реставрация Пропилеев на основе «исчерпывающей археолого-архитектурной документации» вернет им «прежнюю, античную форму» I века н.э. Также было заявлено, что «самые старые слои кладки специально оставят на виду». Однако в беседе с The Art Newspaper Тасос Танулас, архитектор и член комитета с 1977 года, эти заявления опроверг — как и заявленную «обратимость» этой реставрации.

Как бы то ни было, осенью министерство планирует провести обследование лестницы, ведущей к Пропилеям, и на его основе разработать план дальнейших работ. 

Напомним, с 21 марта, после почти пяти месяцев карантина, Акрополь и другие греческие археологические памятники под открытым небом вновь принимают посетителей. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+