18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Лишь бы впихнуть побольше туристов»: проект реконструкции Акрополя вызвал скандал

№92
Материал из газеты

Новый этап работ может радикально изменить облик объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

Планы грандиозной реконструкции западного входа на Акрополь вызвали протесты со стороны археологов Греции и всего мира. Среди подписавших открытое письмо — представители университетов Оксфорда, Дарема и Брауна, которые призывают к отмене работ, ведущих «к деградации и обесцениванию величайшего археологического и художественного сокровища, доставшегося современной Греции».

Акрополь, объект всемирного наследия ЮНЕСКО, по данным Статистического управления Греции, является самым посещаемым археологическим памятником в стране. В 2018 году здесь побывало более 3 млн человек. С того момента, как возникло независимое греческое государство, а Афины в начале XIX века были выбраны его столицей, на этом месте непрерывно ведутся археологические работы и раскопки, которые повлияли как на доступ к памятнику, так и на его внешний вид.

Предполагается, что финальная часть реконструкции, длящейся почти 50 лет, должна сделать Акрополь более доступным для людей с инвалидностью, дать возможность лучше управлять потоком посетителей, а также, согласно заявлению Министерства культуры Греции, «устранить неудачные вмешательства прошлого».

Однако противники проекта уверены, что эти планы «противоречат международно признанным принципам» и «создадут прецедент для чрезвычайно опасной тенденции».

План последнего этапа реконструкции был единогласно одобрен Центральным археологическим советом 3 февраля 2021 года; предложение внес реставратор Манолис Коррес, президент Комитета по сохранению памятников Акрополя (ESMA). Основная цель этих капитальных работ — восстановление подъема на Акрополь, включая большую мраморную лестницу, и возвращение древнего южного входа на террасу.

Однако археологическое сообщество опасается за то, что называют «аутентичным обликом» памятника. По мнению критиков проекта, запланированные работы — это грубый современный ремонт, который не пытается следовать исторической основе. В частности, непонятно, почему лестнице будет возвращен вид, который она имела в V веке н.э., а не в V веке до н.э., когда и были, собственно, построены Пропилеи.

Очевидно, что планы реставрации также выходят из «международных и национальных правовых рамок и не соответствуют стандартам». Ведь, по идее, Центральный археологический совет «принимает решения только после проведенных исследований, а не просто после внесенных предложений». Так, бурю возмущения вызвали уже выполненные работы: в 2020 году пешеходные дорожки, ведущие к Акрополю, закатали в бетон, а для людей с ограниченными возможностями установили более широкий лифт. По мнению авторов письма, наводнение на Акрополе, которое случилось после ливней в декабре 2020 года, было «предсказуемым последствием» цементного покрытия, изменившего водный режим почв на холме. При этом главной цели — улучшения доступа к памятнику для инвалидов — достичь тоже не удалось. По словам критиков, все это на самом деле делалось для того, чтобы «летом впихнуть еще больше туристов».

На просьбу The Art News­paper о комментарии в Министерстве культуры Греции не ответили; но в заявлении, опубликованном 15 марта, Комитет по сохранению памятников Акрополя отклонил обвинения из открытого письма, заявив, что новое покрытие пешеходных дорожек «легко снимается», а реставрация Пропилеев на основе «исчерпывающей археолого-архитектурной документации» вернет им «прежнюю, античную форму» I века н.э. Также было заявлено, что «самые старые слои кладки специально оставят на виду». Однако в беседе с The Art Newspaper Тасос Танулас, архитектор и член комитета с 1977 года, эти заявления опроверг — как и заявленную «обратимость» этой реставрации.

Как бы то ни было, осенью министерство планирует провести обследование лестницы, ведущей к Пропилеям, и на его основе разработать план дальнейших работ. 

Напомним, с 21 марта, после почти пяти месяцев карантина, Акрополь и другие греческие археологические памятники под открытым небом вновь принимают посетителей. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+