18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Запреты таяли по велению партии

Книга Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель написана Наталией Лебиной больше для науки, чем для развлекательного чтения. Здесь много ссылок — не только на социологические опросы, но и на мемуары, кино, художественную литературу. Потому что, как справедливо замечает автор, например, на вопрос об адюльтерах опрашиваемые могут и не ответить правдой, и единственным источником в этом случае оказываются искусство и литература. Источник вряд ли надежный: понятно, что фильмы Еще раз про любовь или Девять дней одного года демонстрируют «либерализацию секса» только в кино. А в жизни его и не надо было либерализировать.

В сущности, это книга о том, как тоталитарное государство, отчаявшись бороться с природой, постепенно начало сдавать позиции. И если откровенные мемуары Коры Ландау кто-то захочет списать на нравы интеллектуальной элиты, то невозможно предположить, что в рабоче-крестьянской среде нравы были чище. «От вступления в интимные связи женщин удерживали две причины: моральные соображения (34,5%) и слабое половое влечение (34,1%), а мужчин в основном отсутствие подходящего случая (почти 50%)» — показал социологический опрос 50-летней давности. «Я стала задумываться, почему так происходит, почему нам так хорошо, и пришла к заключению, что нам никто не мешал заниматься любовью. У него дома двое маленьких детей, молодая жена и маленькая неудобная квартира», — вспоминает мемуаристка, нарушавшая супружескую верность.

Вся книга Лебиной — про интимное, и, наверное, единственная возможность говорить о телесном, об одежде и белье — это такой вот сухой, занудный даже, язык исследователя, исключающий иронию. Она была бы бесчеловечной по отношению к людям, жившим в государстве, где властям было дело не только до их половых пристрастий, но и до ширины их брюк, особенностей прически и макияжа. Однако природу не обуздаешь. Лебина приводит высказывание английской исследовательницы о том, что «в начале 1960-х внешний облик представителей советского среднего класса действительно неотличим от европейского». И это в условиях товарного дефицита и ограниченной информации!

Сведения не только о моде, но и о сексуальном поведении советские люди также черпали из искусства, то
есть из зарубежных фильмов, ведь про особенности интимной близости в периодике не писали. Недаром книга названа с аллюзией на фильм Клода Лелюша Мужчина и женщина, где герои занимались любовью (на современный взгляд, очень невинно).

К сожалению, Лебина приводит мало визуального материала и вообще не анализирует оттепельную живопись и фотографию, а ведь они нагляднее, чем литература, дают представление о времени. Конечно, даже любительские, домашние черно-белые фотографии, которыми иллюстрирована книга, показывают, насколько стильными были тогда люди. Физическую красоту, вкус и желание нравиться противоположному полу никакими постановлениями не отменить.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+