18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеймс Уистлер: денди, карьерист и плут

Подзаголовок биографии Джеймса МакНила Уистлера, написанной Дэниелом Сазерлендом, Жизнь ради искусства — игра с девизом l’art pour l’art, который уистлеровский англо-американский извод эстетизма заимствовал у разнообразных новаторских течений искусства Франции. Автор в своем повествовании переплетает между собой разнообразные и зачастую противоречивые тени бесчисленных обличий Уистлера. Он был помешанным на деталях и ищущим внимания денди, энергичным и ехидным карьеристом, богемным плутом и профессиональным эксцентриком. Его показная бесшабашность порой заслоняла и его точный талант графика, и его кропотливую художественную работу. Наиболее тщательно исполненным произведением Уистлера была в первую очередь его собственная импульсивная и ослепительная личность. Как ободранный богемный юнец, проживающий в Париже получаемые от семьи средства, он ловко проложил свой путь, увернувшись от всех сражающихся между собой парижских художественных течений его молодости (классицизма, романтизма, реализма), и создал собственный неповторимый и эффектный стиль на грани модернизма.

Сазерленду удалось мастерски схватить и осветить хитросплетения арт-рынка и общественных отношений XIX века. Он неопровержимо доказывает, что пируэты Уистлера часто служили маской хитрого хозяйственника. В книге показано, насколько современным был этот художник в своем искусстве и в манипулировании арт-рынком, с его контролем над изданиями и отпечатками и тайной обратной скупкой собственных произведений на вторичном рынке с целью повысить их рыночную стоимость.

Уистлер находился во власти фанатической и изощренной одержимости внешними деталями, охватывавшей все: от его дендистского гардероба до живописи и ее обрамления, интерьеров галерей, которые он лично декорировал, и отобранных вручную шрифтов для каталогов его выставок.

Он подписывал свои произведения и письма эмблемой — бабочкой japonica butterfly, а это насекомое с ядовитым жалом. Быть может, его блестяще выстроенный образ даже слишком хорошо скрывал раздираемого внутренними бурями перфекциониста — кажется, что ни одной биографии Уистлера (и эта не исключение) не удалось в полной мере отразить внутреннюю жизнь художника.

Несмотря на то что общее число существующих англоязычных биографий Уистлера приближается к дюжине, за последние два десятилетия эта оказалась первой. Подробная, но не педантичная, она отличается ненавязчивой научной структурой и активным использованием переписки Уистлера. И хотя классическая биография 1947 года Стэнли Вайнтрауба, вероятно, останется главным выбором основной массы читателей по причине своей (весьма уместной) фантастической манерности, книга Сазерленда, несомненно, станет изданием, к которому будут обращаться преподаватели и исследователи.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+