18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прогулка в парке с Бернаром Арно

Миллиардер и производитель предметов роскоши открыл долгожданный частный музей, спроектированный Фрэнком Гери. Никакие детали о составе экспозиции музея в Булонском лесу вплоть до открытия не разглашали.

Новое здание Фонда Louis Vuitton, основанного французским миллиардером Бернаром Арно, официально открылось в парижском Булонском лесу 25 октября. На торжественной церемонии присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Спроектированный американским архитектором Фрэнком Гери (прославившимся футуристическим зданием Музея Гуггенхайма в Бильбао), этот частный музей поражает своими размерами и 12 эффектными застекленными «парусами», под которыми расположены 11 галерей и лекторий. Как рассказал Гери, такое решение было вызвано ограничениями по высоте, действующими в этом округе: стекло смотрится более легким.

Президент группы компаний LVMH, мирового лидера индустрии роскоши, Бернар Арно приступил к этому проекту стоимостью €100 млн в 2006 году, через год после того, как бюрократические проволочки вынудили его главного конкурента магната Франсуа Пино оставить намерения построить музей на острове Сеген в Париже. Жалуясь на то, что чрезмерная бюрократия привела к серьезным задержкам в осуществлении проекта, Пино перевез свою коллекцию в Италию и открыл две ставшие очень популярными арт-площадки в Венеции, в Палаццо Грасси и в Пунта делла Догана.

Состав экспозиции в новом музее Арно до последнего держали в тайне; похоже, все сотрудники, связанные с коллекцией, дали обет молчания. Известно, что это комбинация из произведений, принадлежащих LVMH, и тех, которыми владеет лично Арно. Проектом руководит хранительница коллекции миллиардера Сюзанна Паже. Фонд подтвердил, что выставка проектов Гери совпадет с его первой европейской ретроспективой в Центре Помпиду. Несколько источников сообщают, что в новом музее также должна открыться выставка работ Олафура Элиассона. В 2005 году этот датско-исландский художник спроектировал лифт, доставляющий посетителей в старое здание фонда — Espace Culturel Louis Vuitton в Париже. В музее планируется и выставка современного французского классика Кристиана Болтанского.

Парижский консультант по искусству, которая предпочла остаться неназванной, сообщает, что французским СМИ фактически запретили сообщать о проекте до конца сентября. «Он любит создавать культ тайны, — добавила она. — Арно не считают особенно авангардным коллекционером, его вкус очень изящный, очень буржуазный». По ее словам, среди художников, которых, как полагают, собрал Арно, — Аниш Капур, Дуг Эйткен, Пьер Уиг, Филипп Паррено, Кристофер Вул и Розмари Трокель. В 2006 году он приобрел работы Элсуорта Келли, Ричарда Серры и Маурицио Каттелана. В 2003 году Арно купил на ярмарке FIAC работу Уго Рондиноне, а в следующем году — примерно за $6,5 млн картину Жана Дюбюффе «Улица Пифр» (1961). Временная выставка произведений из Фонда Louis Vuitton в Гонконгском художественном музее в 2009 году включала работы Жан-Мишеля Баскиа, Цао Фей, Райана Трекартина и Сиприена Гайара.

Посетители нового музея после 27 октября смогут увидеть работу Дэмиена Херста «Золотой телец» (2008), бычка в витрине с формалином. Он принес художнику на знаменитом аукционе Sotheby’s, когда тот в 2008 году распродавал свои произведения, £10,3 млн. Британский журнал Art Monthly сообщил тогда, что инсайдеры торгов сочли именно Арно телефонным покупателем скульптуры быка с копытами из 18-каратного золота. Пресс-секретарь миллиардера отказалась прокомментировать это предположение.

Заключив хитрое соглашение с Парижем, Фонд Louis Vuitton получил разрешение городских властей на строительство музея в Булонском лесу. В соответствии с этой договоренностью спроектированное Гери здание должно быть передано городу через 55 лет. В документальном фильме, вышедшем в этом году в эфир на телеканале France 2, Арно заявил, что «[фонд] является подарком Франции от LVMH».

Как полагают, Арно собирает декоративно-прикладное искусство XVIII века и поддерживает Версальский дворец спонсорскими соглашениями с LVMH. «Думаю, что у Арно есть интерес к редким и важным предметам XVIII века», — говорит парижский дилер антиквариата Беньямин Штайниц. Сам Арно между тем заявил журналу Forbes, назвавшему его богом роскоши, что считает себя «послом французского наследия и французской культуры». «То, что мы создаем, символично. Это связано с Версалем, с Марией-Антуанеттой», — сказал он.

Через дочерние компании Dior и Moët Hennessy группа брендов класса люкс за прошедшие 20 лет спонсировала по крайней мере четыре выставки во дворце в окрестностях Парижа, включая экспозицию «Канси, император Китая» в 2004 году и выставку, посвященную Людовику XIV, в 2009-м. LVMH также частично финансировала приобретение письменного стола, принадлежавшего Марии-Антуанетте, который, по сообщениям, был куплен французским государством за €6,8 млн в 2011 году (пресс-секретарь Версальского дворца заметила, что реальная сумма отличалась от этой, но не стала вдаваться в детали). Стол, выполненный королевским краснодеревщиком Жан-Анри Ризенером, теперь выставлен в личных апартаментах королевы.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+