18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прогулка в парке с Бернаром Арно

Миллиардер и производитель предметов роскоши открыл долгожданный частный музей, спроектированный Фрэнком Гери. Никакие детали о составе экспозиции музея в Булонском лесу вплоть до открытия не разглашали.

Новое здание Фонда Louis Vuitton, основанного французским миллиардером Бернаром Арно, официально открылось в парижском Булонском лесу 25 октября. На торжественной церемонии присутствовал президент Франции Франсуа Олланд. Спроектированный американским архитектором Фрэнком Гери (прославившимся футуристическим зданием Музея Гуггенхайма в Бильбао), этот частный музей поражает своими размерами и 12 эффектными застекленными «парусами», под которыми расположены 11 галерей и лекторий. Как рассказал Гери, такое решение было вызвано ограничениями по высоте, действующими в этом округе: стекло смотрится более легким.

Президент группы компаний LVMH, мирового лидера индустрии роскоши, Бернар Арно приступил к этому проекту стоимостью €100 млн в 2006 году, через год после того, как бюрократические проволочки вынудили его главного конкурента магната Франсуа Пино оставить намерения построить музей на острове Сеген в Париже. Жалуясь на то, что чрезмерная бюрократия привела к серьезным задержкам в осуществлении проекта, Пино перевез свою коллекцию в Италию и открыл две ставшие очень популярными арт-площадки в Венеции, в Палаццо Грасси и в Пунта делла Догана.

Состав экспозиции в новом музее Арно до последнего держали в тайне; похоже, все сотрудники, связанные с коллекцией, дали обет молчания. Известно, что это комбинация из произведений, принадлежащих LVMH, и тех, которыми владеет лично Арно. Проектом руководит хранительница коллекции миллиардера Сюзанна Паже. Фонд подтвердил, что выставка проектов Гери совпадет с его первой европейской ретроспективой в Центре Помпиду. Несколько источников сообщают, что в новом музее также должна открыться выставка работ Олафура Элиассона. В 2005 году этот датско-исландский художник спроектировал лифт, доставляющий посетителей в старое здание фонда — Espace Culturel Louis Vuitton в Париже. В музее планируется и выставка современного французского классика Кристиана Болтанского.

Парижский консультант по искусству, которая предпочла остаться неназванной, сообщает, что французским СМИ фактически запретили сообщать о проекте до конца сентября. «Он любит создавать культ тайны, — добавила она. — Арно не считают особенно авангардным коллекционером, его вкус очень изящный, очень буржуазный». По ее словам, среди художников, которых, как полагают, собрал Арно, — Аниш Капур, Дуг Эйткен, Пьер Уиг, Филипп Паррено, Кристофер Вул и Розмари Трокель. В 2006 году он приобрел работы Элсуорта Келли, Ричарда Серры и Маурицио Каттелана. В 2003 году Арно купил на ярмарке FIAC работу Уго Рондиноне, а в следующем году — примерно за $6,5 млн картину Жана Дюбюффе «Улица Пифр» (1961). Временная выставка произведений из Фонда Louis Vuitton в Гонконгском художественном музее в 2009 году включала работы Жан-Мишеля Баскиа, Цао Фей, Райана Трекартина и Сиприена Гайара.

Посетители нового музея после 27 октября смогут увидеть работу Дэмиена Херста «Золотой телец» (2008), бычка в витрине с формалином. Он принес художнику на знаменитом аукционе Sotheby’s, когда тот в 2008 году распродавал свои произведения, £10,3 млн. Британский журнал Art Monthly сообщил тогда, что инсайдеры торгов сочли именно Арно телефонным покупателем скульптуры быка с копытами из 18-каратного золота. Пресс-секретарь миллиардера отказалась прокомментировать это предположение.

Заключив хитрое соглашение с Парижем, Фонд Louis Vuitton получил разрешение городских властей на строительство музея в Булонском лесу. В соответствии с этой договоренностью спроектированное Гери здание должно быть передано городу через 55 лет. В документальном фильме, вышедшем в этом году в эфир на телеканале France 2, Арно заявил, что «[фонд] является подарком Франции от LVMH».

Как полагают, Арно собирает декоративно-прикладное искусство XVIII века и поддерживает Версальский дворец спонсорскими соглашениями с LVMH. «Думаю, что у Арно есть интерес к редким и важным предметам XVIII века», — говорит парижский дилер антиквариата Беньямин Штайниц. Сам Арно между тем заявил журналу Forbes, назвавшему его богом роскоши, что считает себя «послом французского наследия и французской культуры». «То, что мы создаем, символично. Это связано с Версалем, с Марией-Антуанеттой», — сказал он.

Через дочерние компании Dior и Moët Hennessy группа брендов класса люкс за прошедшие 20 лет спонсировала по крайней мере четыре выставки во дворце в окрестностях Парижа, включая экспозицию «Канси, император Китая» в 2004 году и выставку, посвященную Людовику XIV, в 2009-м. LVMH также частично финансировала приобретение письменного стола, принадлежавшего Марии-Антуанетте, который, по сообщениям, был куплен французским государством за €6,8 млн в 2011 году (пресс-секретарь Версальского дворца заметила, что реальная сумма отличалась от этой, но не стала вдаваться в детали). Стол, выполненный королевским краснодеревщиком Жан-Анри Ризенером, теперь выставлен в личных апартаментах королевы.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+