18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русско-итальянский проект о золотом веке Венецианской республики открывается в музее-заповеднике «Царицыно»

№90
Материал из газеты

Интриги, азартные игры и любовные приключения венецианского карнавала — в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов

Государственный музей-заповедник «Царицыно» принимает у себя Фонд городских музеев Венеции. Несмотря на логистические сложности из-за закрытых границ в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов — экспонаты Дворца дожей, Музея Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), которые входят в состав фонда.

Выставка «Под маской Венеции» рассказывает о венецианском сеттеченто — XVIII столетии. Это было время пышного увядания. Некогда могущественная морская держава, международный торговый хаб и центр редких ремесел (150 лет, в XV–XVI веках, Венеция была единственным местом в мире, где производили зеркала), к началу XVIII века город утратил позиции в военном деле, торговле и промышленности. (Впрочем, оставив за собой первенство в производстве предметов роскоши, нарядов и ювелирных украшений.) 

И тем не менее именно в этот век Венеция пережила подлинный расцвет. Город стал туристической Меккой Европы. Карнавалы длились по полгода, жизнь под маской раскрепощала нравы. Здесь работали восемь театров, творили драматурги Карло Гольдони и Карло Гоцци, сочинял музыку Антонио Вивальди. Многолюдные регаты запечатлевал на своих полотнах Каналетто, и столь же шумные балы — Франческо Гварди. В Венеции, в единственном городе на континенте, было официально разрешено казино, и сюда стекались охотники за удачей и легкими деньгами, среди которых был и родившийся там Джакомо Казанова. По сей день утонченный и порочный венецианский XVIII век — неисчерпаемый источник вдохновения для кино и литературы. Вот об этом блистательном, сложном и к тому же непродолжительном периоде и расскажет выставка в «Царицыне».

Из Италии привезли карнавальные маски, картины певца венецианской повсе­дневной жизни Пьетро Лонги, одежды знатных горожан, произведения муранских стеклодувов, портреты дожей и догаресс, железный нос гондолы XVII века, а также серию гравюр, посвященных визиту в Венецию в 1782 году цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны (они путешествовали инкогнито под именем графов Северных).

Помимо итальянских партнеров, экспонаты на выставку предоставили российские музеи и коллекционеры: ГМИИ им. Пушкина, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS. Куратором с российской стороны выступила Дарья Колпашникова, куратор Кьяра Скуарчина представляет Фонд городских музеев Венеции. За экспозиционный дизайн отвечает Юлия Наполова (бюро PS Culture).

Посетители смогут представить себе быт благородных обитателей палаццо, заглянуть в кабинет образованного венецианца и будуар светской дамы. Один из разделов полностью посвящен азартным играм. Экспозиция занимает девять залов в Хлебном доме — самом крупном корпусе музея-заповедника «Царицыно». Согласно новомодным экспозиционным стандартам выставка построена так, что зритель может выбрать один из двух предложенных маршрутов.

«Выставка „Под маской Венеции“ — совсем не академический музейный проект, — говорит Дарья Колпашникова. — Мы осознанно отказались от строгих формулировок и ограничений одним или несколькими десятилетиями сеттеченто, чтобы рассказать увлекательную историю о переменчивом и вечно прекрасном городе, Венеции. Наша выставка — легкое и увлекательное приключение, в которое можно отправиться всей семьей или в одиночку. Это новый музейный опыт, который оценят даже те, кто обычно не ходит в музеи. Это возможность стать ближе к Италии благодаря выставочному проекту и разно­образной параллельной программе, которая включает концерты, лекции, экскурсии, спектакли, мастер-классы, уроки итальянского языка».

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Под маской Венеции
27 апреля – 29 августа

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
5
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+