Русско-итальянский проект о золотом веке Венецианской республики открывается в музее-заповеднике «Царицыно»

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Интриги, азартные игры и любовные приключения венецианского карнавала — в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов

Фрагмент экспозиции. Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Фрагмент экспозиции.
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Государственный музей-заповедник «Царицыно» принимает у себя Фонд городских музеев Венеции. Несмотря на логистические сложности из-за закрытых границ в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов — экспонаты Дворца дожей, Музея Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), которые входят в состав фонда.

Выставка «Под маской Венеции» рассказывает о венецианском сеттеченто — XVIII столетии. Это было время пышного увядания. Некогда могущественная морская держава, международный торговый хаб и центр редких ремесел (150 лет, в XV–XVI веках, Венеция была единственным местом в мире, где производили зеркала), к началу XVIII века город утратил позиции в военном деле, торговле и промышленности. (Впрочем, оставив за собой первенство в производстве предметов роскоши, нарядов и ювелирных украшений.) 

Крылатый лев. Дерево, позолота. XIX век. Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Крылатый лев. Дерево, позолота. XIX век.
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

И тем не менее именно в этот век Венеция пережила подлинный расцвет. Город стал туристической Меккой Европы. Карнавалы длились по полгода, жизнь под маской раскрепощала нравы. Здесь работали восемь театров, творили драматурги Карло Гольдони и Карло Гоцци, сочинял музыку Антонио Вивальди. Многолюдные регаты запечатлевал на своих полотнах Каналетто, и столь же шумные балы — Франческо Гварди. В Венеции, в единственном городе на континенте, было официально разрешено казино, и сюда стекались охотники за удачей и легкими деньгами, среди которых был и родившийся там Джакомо Казанова. По сей день утонченный и порочный венецианский XVIII век — неисчерпаемый источник вдохновения для кино и литературы. Вот об этом блистательном, сложном и к тому же непродолжительном периоде и расскажет выставка в «Царицыне».

Карнавальные маски «ларва». Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Из собрания Музея палаццо Мочениго, Центра истории текстиля и костюмов. Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Карнавальные маски «ларва». Италия, Венеция. Вторая половина XVIII века. Из собрания Музея палаццо Мочениго, Центра истории текстиля и костюмов.
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Из Италии привезли карнавальные маски, картины певца венецианской повсе­дневной жизни Пьетро Лонги, одежды знатных горожан, произведения муранских стеклодувов, портреты дожей и догаресс, железный нос гондолы XVII века, а также серию гравюр, посвященных визиту в Венецию в 1782 году цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны (они путешествовали инкогнито под именем графов Северных).

Помимо итальянских партнеров, экспонаты на выставку предоставили российские музеи и коллекционеры: ГМИИ им. Пушкина, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS. Куратором с российской стороны выступила Дарья Колпашникова, куратор Кьяра Скуарчина представляет Фонд городских музеев Венеции. За экспозиционный дизайн отвечает Юлия Наполова (бюро PS Culture).

Посетители смогут представить себе быт благородных обитателей палаццо, заглянуть в кабинет образованного венецианца и будуар светской дамы. Один из разделов полностью посвящен азартным играм. Экспозиция занимает девять залов в Хлебном доме — самом крупном корпусе музея-заповедника «Царицыно». Согласно новомодным экспозиционным стандартам выставка построена так, что зритель может выбрать один из двух предложенных маршрутов.

Зал «Казино». Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Зал «Казино».
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

«Выставка „Под маской Венеции“ — совсем не академический музейный проект, — говорит Дарья Колпашникова. — Мы осознанно отказались от строгих формулировок и ограничений одним или несколькими десятилетиями сеттеченто, чтобы рассказать увлекательную историю о переменчивом и вечно прекрасном городе, Венеции. Наша выставка — легкое и увлекательное приключение, в которое можно отправиться всей семьей или в одиночку. Это новый музейный опыт, который оценят даже те, кто обычно не ходит в музеи. Это возможность стать ближе к Италии благодаря выставочному проекту и разно­образной параллельной программе, которая включает концерты, лекции, экскурсии, спектакли, мастер-классы, уроки итальянского языка».

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Под маской Венеции
27 апреля – 29 августа

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+