18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русско-итальянский проект о золотом веке Венецианской республики открывается в музее-заповеднике «Царицыно»

№90
Материал из газеты

Интриги, азартные игры и любовные приключения венецианского карнавала — в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов

Государственный музей-заповедник «Царицыно» принимает у себя Фонд городских музеев Венеции. Несмотря на логистические сложности из-за закрытых границ в Россию из Италии привезли более сотни уникальных артефактов — экспонаты Дворца дожей, Музея Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов), которые входят в состав фонда.

Выставка «Под маской Венеции» рассказывает о венецианском сеттеченто — XVIII столетии. Это было время пышного увядания. Некогда могущественная морская держава, международный торговый хаб и центр редких ремесел (150 лет, в XV–XVI веках, Венеция была единственным местом в мире, где производили зеркала), к началу XVIII века город утратил позиции в военном деле, торговле и промышленности. (Впрочем, оставив за собой первенство в производстве предметов роскоши, нарядов и ювелирных украшений.) 

И тем не менее именно в этот век Венеция пережила подлинный расцвет. Город стал туристической Меккой Европы. Карнавалы длились по полгода, жизнь под маской раскрепощала нравы. Здесь работали восемь театров, творили драматурги Карло Гольдони и Карло Гоцци, сочинял музыку Антонио Вивальди. Многолюдные регаты запечатлевал на своих полотнах Каналетто, и столь же шумные балы — Франческо Гварди. В Венеции, в единственном городе на континенте, было официально разрешено казино, и сюда стекались охотники за удачей и легкими деньгами, среди которых был и родившийся там Джакомо Казанова. По сей день утонченный и порочный венецианский XVIII век — неисчерпаемый источник вдохновения для кино и литературы. Вот об этом блистательном, сложном и к тому же непродолжительном периоде и расскажет выставка в «Царицыне».

Из Италии привезли карнавальные маски, картины певца венецианской повсе­дневной жизни Пьетро Лонги, одежды знатных горожан, произведения муранских стеклодувов, портреты дожей и догаресс, железный нос гондолы XVII века, а также серию гравюр, посвященных визиту в Венецию в 1782 году цесаревича Павла Петровича и его жены Марии Федоровны (они путешествовали инкогнито под именем графов Северных).

Помимо итальянских партнеров, экспонаты на выставку предоставили российские музеи и коллекционеры: ГМИИ им. Пушкина, ГИМ, «Останкино» и «Архангельское», музей Университета геодезии и картографии, фонд IN ARTIBUS. Куратором с российской стороны выступила Дарья Колпашникова, куратор Кьяра Скуарчина представляет Фонд городских музеев Венеции. За экспозиционный дизайн отвечает Юлия Наполова (бюро PS Culture).

Посетители смогут представить себе быт благородных обитателей палаццо, заглянуть в кабинет образованного венецианца и будуар светской дамы. Один из разделов полностью посвящен азартным играм. Экспозиция занимает девять залов в Хлебном доме — самом крупном корпусе музея-заповедника «Царицыно». Согласно новомодным экспозиционным стандартам выставка построена так, что зритель может выбрать один из двух предложенных маршрутов.

«Выставка „Под маской Венеции“ — совсем не академический музейный проект, — говорит Дарья Колпашникова. — Мы осознанно отказались от строгих формулировок и ограничений одним или несколькими десятилетиями сеттеченто, чтобы рассказать увлекательную историю о переменчивом и вечно прекрасном городе, Венеции. Наша выставка — легкое и увлекательное приключение, в которое можно отправиться всей семьей или в одиночку. Это новый музейный опыт, который оценят даже те, кто обычно не ходит в музеи. Это возможность стать ближе к Италии благодаря выставочному проекту и разно­образной параллельной программе, которая включает концерты, лекции, экскурсии, спектакли, мастер-классы, уроки итальянского языка».

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Под маской Венеции
27 апреля – 29 августа

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+