18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Реликвия из Русского музея вновь засияла серебром и золотом

№90
Материал из газеты

После реставрации епитрахиль сможет принимать участие в выставках. Первой может стать большой юбилейный проект, посвященный 100-летию отдела реставрации Русского музея

Орнаментальная епитрахиль, шитая по зеленому атласу, украшенная ликами святых и сложным узором, отреставрирована впервые за время своего бытования в Русском музее. Более 80 лет она хранилась в фондах ГРМ, переданная сюда вместе с другими древностями в 1938 году из Эрмитажа, куда попадали предметы старины из разных источников.

Название «епитрахиль» происходит от греческого слова, означающего всякий аксессуар, расположенный на шее. Эта богослужебная принадлежность представляет собой длинное узкое полотно, состоящее из двух фрагментов, соединенных на спине. Она надевалась на шею и спускалась спереди двумя концами, объединенными швом. Епитрахиль считалась обязательным предметом облачения — без нее нельзя было совершать службу.

По традиции на лицевых сторонах епитрахили изображали кресты, реже лики святых или ангелов. Всего в собрании древнерусского искусства ГРМ сегодня хранится восемь орнаментальных епитрахилей, украшенных жемчугом, серебряными плашками, камнями, и пять с лицевыми изображениями. Экспонат, отреставрированный в мастерских музея, интересен тем, что на нем вышиты фигуры в рост: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Богослова и святого Николы, а также лики серафимов и сцена Благовещения. Все полотно украшено растительным орнаментом, шитье выполнено золотом и серебром.

Как сообщила нашему изданию заведующая отделом реставрации тканей ГРМ Зинаида Сильнова, художник-реставратор высшей категории, епитрахиль была сильно изношена и находилась в сложном состоянии: шелковый фон сильно потерт, имелись многочисленные сквозные утраты ткани, края полотнища местами расползались. Грязь глубоко въелась в нити, что потребовало кропотливой чистки. 

«Любая ткань боится грязи и света, она от них разрушается, но в то же время грязь иногда играет и роль естественного консерватора, — рассказала Зинаида Сильнова. — На участке ткани вокруг шеи лежал буквально валиком слой черной грязи, которую необходимо было очень скрупулезно счищать пинцетом, используя органические растворители. Но в какой-то момент пришлось остановиться, иначе получились бы дыры».

В ходе реставрации были максимально удалены или ослаблены места загрязнений. Сечения нитей укрепили шелковыми швами, имитирующими атласное переплетение. Кромку законсервировали прозрачным шелковым газом и укрепили по всему периметру епитрахили, устранили заломы ткани в верхней части облачения. Утраты шелкового фона по возможности восполнили. «Сейчас реставрация не приветствует восполнение утрат, наша главная задача — консервация, — объяснила Зинаида Сильнова, — но в некоторых местах ткань пришлось дополнить. Эти дополнения видны, их можно в любой момент удалить, то есть они соответствуют главному принципу современной реставрации — обратимости».

Теперь епитрахиль сможет принимать участие в выставках. В частности, в большой юбилейной выставке, посвященной 100-летию отдела реставрации, которое Русский музей будет отмечать в следующем году.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+