18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нидерланды готовы вернуть все, что нажито нечестным путем

№90
Материал из газеты

В стране учрежден независимый комитет для рассмотрения запросов из бывших колоний

Недавно правительство премьер-министра Марка Рютте первым в Европе утвердило единый протокол процедуры репатриации предметов колониального искусства. Принимая во внимание рекомендации консультативной комиссии, Нидерланды обязались безоговорочно отдать из национальной художественной коллекции любые предметы, которые в свое время были вывезены из бывших голландских колоний.

В начале нынешнего лета исследовательский консорциум, куда входят представители девяти музеев и амстердамского Университета Врейе, готовится запустить проект, который обойдется в €4,5 млн. Его результатом должна стать разработка практического руководства по вопросам колониальных коллекций, предназначенного для музеев. На программу «Неотложные вопросы» выделено €3,5 млн из фондов Национальной исследовательской программы.

Возглавили комиссию Уэйн Модест, директор по контенту Национального музея мировых культур, и Сюзан Лежен, декан факультета гуманитарных наук Университета Врейе. Комиссию собрали сроком на четыре года, в ее состав входят пять кандидатов наук, пять постдокторантов и двое исследователей провенанса. Привлекут и специалистов со стороны — экспертов и активистов из Африки, Азии и Америки.

«Мы изучим пути, которыми предметы попадали в музеи: были ли они проданы под принуждением или захвачены в ходе войн, куплены, обменены или подарены, и случилось ли это в колониальном контексте, — говорит Уэйн Модест. — Рассмотрим также возможное будущее этих предметов и способы их возвращения на родину». По оценкам музейной группы, около 40% из 450 тыс. экспонатов в национальной этнографической коллекции, которая хранится в Музее этнологии в Лейдене, Музее тропиков в Амстердаме и Музее Африки в Берг-ен-Дале, происходит из колоний.

Национальный музей мировых культур одним из первых среди музеев Европы, еще в марте 2019 года, опубликовал свои принципы репатриации. В документе под названием «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» говорится о «прозрачности процедур рассмотрения и оценки заявок на возвращение культурных ценностей, их проведении в соответствии с требованиями взаимного уважения, сотрудничества и своевременности». 

Амстердамский Рейксмузеум также изучает происхождение предметов из своей коллекции; отчет по избранным экспонатам должен быть представлен Министерству образования, культуры и науки Нидерландов в конце года. «Нам следует внимательно относиться к колониальным собраниям, — заявила недавно глава этого ведомства Ингрид ван Энгелсховен. — В государственной коллекции не должно остаться предметов культурного наследия, попавших туда преступным путем».

Йос ван Бёрден, доктор наук, чья диссертация вышла в виде книги «Сокровища в надежных руках», приветствует такой шаг: «Это новаторский, прогрессивный, радикальный разрыв с прошлым». Однако один аспект новой политики вызывает у него тревогу: артефакты, которые были вывезены из неголландских колоний, не будут автоматически репатриированы. Они «также могут рассматриваться в качестве объектов репатриации», но комиссия, согласно заявлению правительства, «будет взвешивать интересы различных сторон». Ученый предупреждает, что это обстоятельство «вызовет замешательство и разочарование на глобальном Юге».

Эксперт по реституции Ваутер Верарт, профессор философии права в Университете Врейе, разделяет сомнения ван Бёрдена. «Странно, что с культурными объектами, захваченными другими колониальными державами, будут обращаться не так же, как с теми, что были захвачены голландцами», — говорит он.  Кэтрин Хикли

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+