18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй

Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что в музей поступила жалоба на обнаженку. «Я когда-то смеялся, когда говорят: „Соберите все ваши обнаженные скульптуры в Эрмитаже в одну комнату, повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать“», — сказал он в ходе пресс-конференции в Интерфаксе. Но теперь, по его словам, такая жалоба направлена в Эрмитаж неким «официальным органом», который глава музея, впрочем, не назвал. Музей готовит на нее ответ.

Пиотровский добавил, что на Эрмитаж часто жалуются и среди обращений попадаются и очень агрессивные. При этом конструктивные предложения в музее изучают, чтобы использовать эту информацию в будущем.

В четверг 8 апреля Михаил Пиотровский дал по вновь затронутой теме подробный комментарий. По просьбе музея приводим его полностью.

«Я очень сожалею и огорчен, что после моей пресс-конференции, где была предложена целая программа развития постковидного Эрмитажа и музеев вообще, больше всего людей возбудил обыкновенный и традиционный вопрос об обнаженных фигурах и скульптурах, который постоянно существует в музейной жизни и был вспомнен как некая шутка для развлечения.

На самом деле одна гражданка написала большое письмо в администрацию города о том, что ее очень беспокоит в целом моральный уровень воспитания и уровень цивилизации страны. В частности, то, что детям приходится видеть в Эрмитаже обнаженные, причем в основном мужские, фигуры, а также обнимающиеся фигуры, что она считает, что это плохо, и хорошо бы все это собрать в одну комнату и написать на ней „18+“.

То, что это всех так возбудило, — это симптом: как само это письмо, так и реакция на него. Это симптом того, что все не очень в порядке у нас со здоровьем общества.

Жалоба пришла в администрацию города, и, соответственно, так как это, собственно, не жалоба, а письмо-предложение, как полагается, оно было переслано нам для того, чтобы мы ответили. Это обычная процедура — это и означает, как я сказал, что нам официальные органы переслали письмо.

Есть три типа жалоб. Один тип такой: пишут просто в интернете всякие гадости и что „вы всё не так делаете“. На это мы не отвечаем. Другой тип — когда пишут прямо нам: вы сволочи, что-нибудь не то делаете. Тогда мы отвечаем на нашей специальной странице на сайте Эрмитажа. А третий — когда Администрация президента, Министерство культуры, администрация города присылают нам разные такие предложения.

Я думаю, что все это частично связано с двумя вещами. Первое. Комитет по культуре Государственной Думы давно борется с этой маркировкой, по которой большая часть классической литературы оказывается „18+“. Эта маркировка очень много что испортила и создала некую возможность думать, что этим всем можно манипулировать. Второе. Очень важная вещь, касающаяся того, что мы много говорим, что музей — особая территория и в музее можно делать то, что нельзя на улице. Нельзя на улице ходить голым, нельзя ставить обнаженные скульптуры близко от школы — наверное, это действительно нельзя. А в музее есть другие правила, и эти правила определяются музеем. Можно в музей не ходить. Указывать музею, как можно и нужно что-то делать, — нельзя. Потому что получается, как в данном случае: свобода одного человека не должна ограничиваться свободой другого, права одного человека не должны ограничивать права другого. Музей — это диалог культур. И музей, и посетители имеют право видеть самые разные проявления культуры. А посетитель — и его воспитатель — должны это регулировать».

Тема взаимодействия публики с произведениями искусства в жанре ню возникает постоянно. Из последнего можно вспомнить о выставке Джока Стёрджеса «Без смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, вокруг которой развернулся скандал. В частности, сенатор Елена Мизулина обратилась к тогдашнему генпрокурору Юрию Чайке с требованием проверить выставку.

А еще раньше СМИ со ссылкой на Роскомнадзор писали о том, что там планируют запретить музеям показывать детям экспонаты с обнаженной натурой. Правда, само ведомство впоследствии от этой инициативы открестилось и заявило, что было неправильно понято. Речь шла о разработке концепции информационной безопасности детей.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+