18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Утопии наяву

№90
Материал из газеты

Выставка «Архитопия» в отеле Ararat Park Hyatt Moscow расскажет о том, как несбывшиеся мечты архитекторов начала прошлого века могли бы быть реализованы в современной Москве

Один из главных люксовых отелей столицы Ararat Park Hyatt Moscow в сотрудничестве с The Gallery организует художественную выставку «Архитопия», которая знакомит зрителей с грандиозными, но так и не реализованными проектами известных архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Ее кураторы хотят дать этим зданиям шанс ожить в современном городском ландшафте, пусть и только на холсте. Внимание Ararat Park Hyatt Moscow к этой теме понятно: отель расположен в самом центре города в окружении главных исторических достопримечательностей и интересно представить себе, какое окружение у него было бы, если бы советское правительство воплотило в жизнь все свои градостроительные идеи.

Архитектурные проекты времен СССР, которые переосмыслены современными художниками и будут показаны на предстоящей выставке, весьма амбициозны. В них отразилась идея «нового Рима», советской «империи», ориентировавшейся на классическое наследие Античности.

На выставке можно будет увидеть новое воплощение нескольких несбывшихся архитектурных начинаний. К примеру, самый смелый и масштабный проект эпохи СССР — Дворец Советов, который должен был стать центром новой, советской Москвы. Воздвигнуть колосс, символизирующий победу социализма, решили на месте храма Христа Спасителя, который для этого стерли с лица земли умелые взрывотехники в 1931 году. Сохранились эскизы множества вариантов Дворца Советов, на проект которого был объявлен международный конкурс, а участвовал в нем даже Корбюзье. Самым впечатляющим стал победивший проект Бориса Иофана. Он предполагал, что здание будет достигать в высоту невероятных для своего времени 415 м, то есть будет выше самых высоких на тот момент сооружений в мире — Эйфелевой башни в Париже и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По плану дворец венчала статуя Ленина высотой 100 м. Фундамент сооружения был завершен к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны стройку заморозили. В конце 1950-х под дворец решили отдать другой участок, уже гораздо дальше от центра, на юго-западе. Но ни одному из проектов дворца не суждено было быть реализованным. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов на «Кропоткинской» открылся легендарный бассейн «Москва», просуществовавший вплоть до 1990-х, когда был восстановлен храм Христа Спасителя.

Еще один экспонат с выставки «Архитопия» — огромная гостиница в Зарядье на 2,7 тыс. мест с самой высокой технической оснащенностью того времени. По замыслу главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина 32-этажное здание высотой 275 м должно было стать одной из доминант в силуэте центра города. Но стало последней из заложенных в честь 800-летия столицы сталинских высоток, на месте которой в итоге выросла гостиница «Россия», гораздо более сдержанная, если не сказать скучная, в архитектурном исполнении.

На «Архитопии» покажут и Центральный дом «Аэрофлота» — другой несостоявшийся проект Дмитрия Чечулина. Возведение величественного здания, где разместились бы все учреждения «Аэрофлота», планировалось на площади у Белорусского вокзала. Сохранились эскизы Чечулина: здание имело аэродинамическую форму, предполагался портал со скульптурными фигурами героев-летчиков. Знаменитый советский скульптор Иван Шадр должен был отвечать за художественное оформление. Интересно, что частично к проекту Центрального дома «Аэрофлота» вернулись при строительстве Дома Советов РСФСР (теперь Дом правительства — Белый дом) на Краснопресненской набережной.

Остался неосуществленным и замысел здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади, на месте бывших Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Конкурс на его проект стал вторым по значимости после конкурса Дворца Советов. На суд жюри было представлено 12 грандиозных предложений, в том числе от таких гениев авангарда, как Константин Мельников и Иван Леонидов. Первый этап конкурса посчитали неудачным, хотя гигантский размах мельниковского проекта был вполне в духе пресловутого сооружения с устремленным в небо Лениным. Второй тур конкурса тоже не удовлетворил запросы Наркомтяжпрома, и ближайший к Кремлю участок земли сохранил свой облик с расположенным на нем комплексом торговых рядов в стиле классицизм.

Помимо проектов грандиозных архитектурных  комплексов, советская эпоха породила и совсем фантастические идеи, которые и сегодня кажутся далеким будущим,  — знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина и зависшие в воздухе «Летающие города» Георгия Крутикова. 

Среди представленных на «Архитопии» также будут Дом книги, Арка героев, Дворец техники и многие другие проекты, оставшиеся на бумаге или же реализованные гораздо скромнее. Выставка откроется для посетителей 22 апреля. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+