18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Утопии наяву

№90
Материал из газеты

Выставка «Архитопия» в отеле Ararat Park Hyatt Moscow расскажет о том, как несбывшиеся мечты архитекторов начала прошлого века могли бы быть реализованы в современной Москве

Один из главных люксовых отелей столицы Ararat Park Hyatt Moscow в сотрудничестве с The Gallery организует художественную выставку «Архитопия», которая знакомит зрителей с грандиозными, но так и не реализованными проектами известных архитекторов-конструктивистов 1920–1930-х годов. Ее кураторы хотят дать этим зданиям шанс ожить в современном городском ландшафте, пусть и только на холсте. Внимание Ararat Park Hyatt Moscow к этой теме понятно: отель расположен в самом центре города в окружении главных исторических достопримечательностей и интересно представить себе, какое окружение у него было бы, если бы советское правительство воплотило в жизнь все свои градостроительные идеи.

Архитектурные проекты времен СССР, которые переосмыслены современными художниками и будут показаны на предстоящей выставке, весьма амбициозны. В них отразилась идея «нового Рима», советской «империи», ориентировавшейся на классическое наследие Античности.

На выставке можно будет увидеть новое воплощение нескольких несбывшихся архитектурных начинаний. К примеру, самый смелый и масштабный проект эпохи СССР — Дворец Советов, который должен был стать центром новой, советской Москвы. Воздвигнуть колосс, символизирующий победу социализма, решили на месте храма Христа Спасителя, который для этого стерли с лица земли умелые взрывотехники в 1931 году. Сохранились эскизы множества вариантов Дворца Советов, на проект которого был объявлен международный конкурс, а участвовал в нем даже Корбюзье. Самым впечатляющим стал победивший проект Бориса Иофана. Он предполагал, что здание будет достигать в высоту невероятных для своего времени 415 м, то есть будет выше самых высоких на тот момент сооружений в мире — Эйфелевой башни в Париже и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. По плану дворец венчала статуя Ленина высотой 100 м. Фундамент сооружения был завершен к 1939 году, но с началом Великой Отечественной войны стройку заморозили. В конце 1950-х под дворец решили отдать другой участок, уже гораздо дальше от центра, на юго-западе. Но ни одному из проектов дворца не суждено было быть реализованным. В 1960 году в фундаменте изначального Дворца Советов на «Кропоткинской» открылся легендарный бассейн «Москва», просуществовавший вплоть до 1990-х, когда был восстановлен храм Христа Спасителя.

Еще один экспонат с выставки «Архитопия» — огромная гостиница в Зарядье на 2,7 тыс. мест с самой высокой технической оснащенностью того времени. По замыслу главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина 32-этажное здание высотой 275 м должно было стать одной из доминант в силуэте центра города. Но стало последней из заложенных в честь 800-летия столицы сталинских высоток, на месте которой в итоге выросла гостиница «Россия», гораздо более сдержанная, если не сказать скучная, в архитектурном исполнении.

На «Архитопии» покажут и Центральный дом «Аэрофлота» — другой несостоявшийся проект Дмитрия Чечулина. Возведение величественного здания, где разместились бы все учреждения «Аэрофлота», планировалось на площади у Белорусского вокзала. Сохранились эскизы Чечулина: здание имело аэродинамическую форму, предполагался портал со скульптурными фигурами героев-летчиков. Знаменитый советский скульптор Иван Шадр должен был отвечать за художественное оформление. Интересно, что частично к проекту Центрального дома «Аэрофлота» вернулись при строительстве Дома Советов РСФСР (теперь Дом правительства — Белый дом) на Краснопресненской набережной.

Остался неосуществленным и замысел здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади, на месте бывших Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ). Конкурс на его проект стал вторым по значимости после конкурса Дворца Советов. На суд жюри было представлено 12 грандиозных предложений, в том числе от таких гениев авангарда, как Константин Мельников и Иван Леонидов. Первый этап конкурса посчитали неудачным, хотя гигантский размах мельниковского проекта был вполне в духе пресловутого сооружения с устремленным в небо Лениным. Второй тур конкурса тоже не удовлетворил запросы Наркомтяжпрома, и ближайший к Кремлю участок земли сохранил свой облик с расположенным на нем комплексом торговых рядов в стиле классицизм.

Помимо проектов грандиозных архитектурных  комплексов, советская эпоха породила и совсем фантастические идеи, которые и сегодня кажутся далеким будущим,  — знаменитый «Летатлин» Владимира Татлина и зависшие в воздухе «Летающие города» Георгия Крутикова. 

Среди представленных на «Архитопии» также будут Дом книги, Арка героев, Дворец техники и многие другие проекты, оставшиеся на бумаге или же реализованные гораздо скромнее. Выставка откроется для посетителей 22 апреля. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+