12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке

Морис Утрилло. «Улица Республики в Саннуа». 1912. Фото: Коллекция Инны Баженовой
Морис Утрилло. «Улица Республики в Саннуа». 1912.
Фото: Коллекция Инны Баженовой

Для выставки «Парижане» в Ярославском художественном музее из собрания Инны Баженовой, московского коллекционера и основателя культурного фонда IN ARTIBUS, издателя газеты The Art Newspaper, были отобраны работы 12 художников. 
Нет нужды напоминать, что Париж на рубеже XIX–XX веков и в первой четверти ХХ века был мировой художественной столицей, куда стекались сотни творцов из разных стран, чтобы приобщиться к новому искусству и вдохнуть воздух свободы. Поэтому «парижане» — не столько географическое определение, сколько знак художественного качества.

Выставка охватывает период более чем в полвека. Самая ранняя работа здесь — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) знаменитого пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке. Разные «измы» представлены первыми именами: это и Сёра, и один из отцов кубизма Жорж Брак (в Ярославль едет его этюд букета в вазе), и Андре Дерен, лидер фовистов. Хотя на выставке нет произведений великого отца модернистского искусства Поля Сезанна, следы его влияния видны и в пейзажах Дерена, и в «Пейзаже с красными крышами» (около 1910) Андре Дюнуайе де Сегонзака. Продолжая ряд направлений, представленных на выставке, нельзя не упомянуть работы Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, членов группы «Наби». В Ярославль также приедут работы самого знаменитого наивного художника — Таможенника Руссо, в том числе единственный написанный им зимний пейзаж. Отдельное место на выставке занимает ряд произведений Мориса Утрилло — художника, чьи виды Монмартра во многом создали «визуальный бренд» Парижа, завораживающий и призрачный образ города художников.

Жорж Руо. «Библейский пейзаж». Фото: Коллекция Инны Баженовой
Жорж Руо. «Библейский пейзаж».
Фото: Коллекция Инны Баженовой

Работы из коллекции Инны Баженовой не первый раз показывают на публике. Помимо выставок в московском фонде IN ARTIBUS, посвященных разным периодам и сюжетам как мирового, так и русского искусства (сейчас здесь идет организованная совместно с московским Музеем Тропинина выставка «А это чей портрет?» — русская живопись XVIII — начала XIX века из коллекции музея и частных собраний, в том числе основательницы фонда), некоторые картины, отобранные для Ярославля, ранее побывали в таких музеях, как ГМИИ им. Пушкина и Музей Крёллер-Мюллер в Нидерландах. В 2018–2019 годах избранные произведения из коллекции Баженовой показали на передвижной выставке «Под одним небом» в Нижнем Новгороде, Уфе и Новосибирске. Сегодня, когда пандемия сделала невозможными или труднодостижимыми многие международные музейные проекты, да и само передвижение из страны в страну, выставка из частной коллекции, показывающая первые имена мировой живописи, дает отличный шанс виртуального путешествия в Париж, по важнейшим модернистским течениям. 

Ярославский художественный музей
Парижане. Французская живопись ХIХ–ХХ веков из коллекции Инны Баженовой
До 1 августа

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+