18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бывший доходный дом на Зубовском бульваре начали заселять тенями писателей

№90
Материал из газеты

Выставкой о Мандельштаме в Москве открылся Музей истории литературы ХХ века

Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля (ГМИРЛИ) представил новый отдел — Музей истории литературы ХХ века. Он расположен в головном здании институции — в бывшем доходном доме Любощинских — Вернадских на Зубовском бульваре. Там уже открыта постоянная экспозиция, посвященная чеховской Москве, и проходят временные выставки.

Музей истории литературы ХХ века начинается с раздела, рассказывающего о доме, где он находится. Экспозицию «Зубовский, 15: дом науки, литературы, искусства» открыли в ноябре прошлого года, она повествует о живших здесь после революции ученых и литераторах. Биография здания подсказала неординарный ход: персональные разделы поэтов и писателей называются «квартирами». Правда, первый открытый раздел все же получил наименование «Улица Мандельштама: Осип и Надежда». Его концепция была разработана Литературным музеем совместно с Мандельштамовским центром НИУ ВШЭ и стала победителем грантового конкурса Российского еврейского конгресса.

Первый зал «Улицы Мандельштама» — это, по сути, коридор, по двум стенам которого висят плакаты и афиши 1900–1930-х годов, а над входом демонстрируется мультимедийная инсталляция. Она познавательна, но подлинные вещи и документы часто производят на зрителей несравнимо большее впечатление. Комната поэта совсем крохотная, единственный экспонат в ней — узкая потертая кушетка. Есть еще старый телефон, но он бутафорский. Подняв трубку, в ней можно услышать голос писателя Виктора Шкловского. В его квартире гостевал Мандельштам с женой, когда в 1937 году после первой ссылки они ненадолго приехали в Москву. Надежда Яковлевна в своей книге вспоминала, как это было опасно, как все боялись соседских доносов, однако «дом Шкловских был единственным местом, где мы чувствовали себя людьми. В этой семье знали, как обращаться с обреченными». Она ночевала у брата, а великий русский поэт спал в чулане на этой самой, убогой кушетке.

Комната его жены размером больше, здесь основной экспонат тоже подлинный — письменный стол, в третьем ящике которого детский писатель Александр Ивич хранил в 1950-х годах архив Мандельштама, переданный ему Надеждой Яковлевной. 

В отличие от пространства, выделенного поэту, которое можно назвать эмоциональным или атмосферным, в комнате его жены собраны фотографии и архивные документы, например первое издание — 1913 года — дебютного сборника стихов Мандельштама «Камень», а также самиздатовские перепечатки его произведений. Имеются здесь и пространные пояснительные тексты, и этикетки, которые в соседней комнате полностью отсутствуют. Так решили кураторы и художник раздела Анна Колейчук.

Экспонаты первого раздела Музея истории литературы ХХ века собраны из фондов ГМИРЛИ и частных коллекций. По воле советской власти, дважды высылавшей и уничтожившей поэта, и Надежды Яковлевны, передавшей рукописи мужа архиву Принстонского университета в США, документальных материалов, напрямую связанных с Мандельштамом, на его родине сохранилось очень мало. Но музей справился с проблемой изящно, посвятив экспозицию трагическому и лирическому сюжету — жене поэта, сохранившей его речь навсегда.

В недалеком будущем, как обещает текст на музейной стене, откроют пространство-раздел-квартиру Михаила Булгакова. В этом случае возможна похожая история: Елена Сергеевна Булгакова была пожизненной хранительницей наследия писателя, и только благодаря ей был опубликован его главный роман. Воспользуется ли музей уже проверенным ходом в построении экспозиции или найдет новый?

Как не раз говорил директор Музея истории российской литературы Дмитрий Бак, перед ним стоит трудная задача — соединить в общей экспозиции очень разных писателей: советских, живших в согласии с властью, отвергнутых ею и уехавших в эмиграцию. Он хотел бы видеть среди героев Музея истории литературы ХХ века Максима Горького и Владимира Набокова, Александра Серафимовича и Александра Вертинского, Михаила Ремизова и Андрея Платонова. И при этом обозначить масштаб каждого из них. У кого-то из этих писателей уже есть свои музеи, у других нет. Например, у Мандельштама до этого нынешнего — размером в две комнаты и коридор — персонального музея не было.  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+