Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью

1. Шапка Казанская, принадлежавшая Ивану Грозному. 1553–1558 гг. 2. Держава. Конец XVI — начало XVII в. 3. Скипетр. Конец XVI — начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
1. Шапка Казанская, принадлежавшая Ивану Грозному. 1553–1558 гг. 2. Держава. Конец XVI — начало XVII в. 3. Скипетр. Конец XVI — начало XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий» посвящена царствованию Ивана Грозного и одному из самых драматичных периодов русской истории — Смутному времени. Она состоит из двух частей. В выставочном зале Патриаршего дворца размещается экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Первый экспонат здесь — икона Богоматери Одигитрии, названная «Иоасафовской» по имени митрополита Иосифа. Предполагается, что ее преподнесли во младенчестве будущему царю Ивану IV при его крещении в 1530 году. Большинство показанных в этой части выставки предметов связано с его жизнью, в том числе личной. В мастерской его первой жены Анастасии Романовны были созданы прекрасные вещи лицевого шитья, в том числе покров на раку митрополита Ионы в кремлевском Успенском соборе. Большое золотое блюдо с изображением двуглавого орла — свадебный подарок второй жене, Марии Темрюковне. Кубок из венецианского стекла был вложен в захоронение Марфы Собакиной, прожившей в браке с царем две недели.

«Портрет Марины Мнишек». Последняя четверть XIX — начало XX вв. Фототипическое воспроизведение ксилографии по оригиналу Франца Снядецкого начала XVII в. Фото: Государственный исторический музей
«Портрет Марины Мнишек». Последняя четверть XIX — начало XX вв. Фототипическое воспроизведение ксилографии по оригиналу Франца Снядецкого начала XVII в.
Фото: Государственный исторический музей

Икона Иоанна Лествичника, написанная на доске высотой, равной росту новорожденного сына Грозного Ивана (46 см), положила начало традиции мерных икон. Очень красивы два вышитых покровца и воздух — вклад младшего сына Грозного, царя Федора Иоанновича, и его жены Ирины в Чудов монастырь. Они не оставили наследника, и династия Рюриковичей закончилась, на престол взошел Борис Годунов.

Шапочка, принадлежавшая царевичу Дмитрию. Конец XVI в. Фото: Музеи Московского Кремля
Шапочка, принадлежавшая царевичу Дмитрию. Конец XVI в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Успенской звоннице размещена вторая часть выставки — «Dеmеtrius imperator — Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». Представленные здесь экспонаты иллюстрируют события, связанные с самозванцем, выдававшим себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Начиная со смерти самого царевича в Угличе и заканчивая перенесением через 15 лет его мощей в Москву. Кем был на самом деле человек, 11 месяцев просидевший на русском престоле, неизвестно (Григорием Отрепьевым назвал его Годунов). Зато по недавно обнаруженному в библиотеке Дармштадта акварельному портрету можно представить, как он выглядел. В музее сохранились фрагменты доспехов самозванца и его письмо покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, в котором он описал собственную коронацию. О печальном конце грандиозной авантюры свидетельствует реестр драгоценных вещей, захваченных боярами после убийства Лже­дмитрия I у его жены Марины Мнишек и ее отца. 

Музеи Московского Кремля
Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий
6 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+