18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

№90, апрель 2021
№90
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью

1. Шапка Казанская, принадлежавшая Ивану Грозному. 1553–1558 гг. 2. Держава. Конец XVI — начало XVII в. 3. Скипетр. Конец XVI — начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
1. Шапка Казанская, принадлежавшая Ивану Грозному. 1553–1558 гг. 2. Держава. Конец XVI — начало XVII в. 3. Скипетр. Конец XVI — начало XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий» посвящена царствованию Ивана Грозного и одному из самых драматичных периодов русской истории — Смутному времени. Она состоит из двух частей. В выставочном зале Патриаршего дворца размещается экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Первый экспонат здесь — икона Богоматери Одигитрии, названная «Иоасафовской» по имени митрополита Иосифа. Предполагается, что ее преподнесли во младенчестве будущему царю Ивану IV при его крещении в 1530 году. Большинство показанных в этой части выставки предметов связано с его жизнью, в том числе личной. В мастерской его первой жены Анастасии Романовны были созданы прекрасные вещи лицевого шитья, в том числе покров на раку митрополита Ионы в кремлевском Успенском соборе. Большое золотое блюдо с изображением двуглавого орла — свадебный подарок второй жене, Марии Темрюковне. Кубок из венецианского стекла был вложен в захоронение Марфы Собакиной, прожившей в браке с царем две недели.

«Портрет Марины Мнишек». Последняя четверть XIX — начало XX вв. Фототипическое воспроизведение ксилографии по оригиналу Франца Снядецкого начала XVII в. Фото: Государственный исторический музей
«Портрет Марины Мнишек». Последняя четверть XIX — начало XX вв. Фототипическое воспроизведение ксилографии по оригиналу Франца Снядецкого начала XVII в.
Фото: Государственный исторический музей

Икона Иоанна Лествичника, написанная на доске высотой, равной росту новорожденного сына Грозного Ивана (46 см), положила начало традиции мерных икон. Очень красивы два вышитых покровца и воздух — вклад младшего сына Грозного, царя Федора Иоанновича, и его жены Ирины в Чудов монастырь. Они не оставили наследника, и династия Рюриковичей закончилась, на престол взошел Борис Годунов.

Шапочка, принадлежавшая царевичу Дмитрию. Конец XVI в. Фото: Музеи Московского Кремля
Шапочка, принадлежавшая царевичу Дмитрию. Конец XVI в.
Фото: Музеи Московского Кремля

В Успенской звоннице размещена вторая часть выставки — «Dеmеtrius imperator — Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». Представленные здесь экспонаты иллюстрируют события, связанные с самозванцем, выдававшим себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Начиная со смерти самого царевича в Угличе и заканчивая перенесением через 15 лет его мощей в Москву. Кем был на самом деле человек, 11 месяцев просидевший на русском престоле, неизвестно (Григорием Отрепьевым назвал его Годунов). Зато по недавно обнаруженному в библиотеке Дармштадта акварельному портрету можно представить, как он выглядел. В музее сохранились фрагменты доспехов самозванца и его письмо покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, в котором он описал собственную коронацию. О печальном конце грандиозной авантюры свидетельствует реестр драгоценных вещей, захваченных боярами после убийства Лже­дмитрия I у его жены Марины Мнишек и ее отца. 

Музеи Московского Кремля
Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий
6 апреля – 25 июля

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+