18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Царьград глазами авангардиста

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

На берегах Босфора Алексей Грищенко нашел подтверждение своим художественным идеям, которые сопрягали новейшие тенденции с пиететом к искусству Византии

Алексей Грищенко (сидит, второй слева) со своими учениками. Государственные свободные художественные мастерские, 1918. Фото: Любовь Каленская. Архив Национального художественного музея Украины, Киев
Алексей Грищенко (сидит, второй слева) со своими учениками. Государственные свободные художественные мастерские, 1918.
Фото: Любовь Каленская. Архив Национального художественного музея Украины, Киев

Едва ли не лучшее литературное описание достопримечательностей и повседневности Константинополя времени русского пореволюционного исхода создано художником. Речь идет о дневнике Алексея Грищенко (1883–1977), который оказался в столице павшей империи в декабре 1919 года, а покинул ее в конце марта 1921-го. Дневник был дважды опубликован автором: сначала на французском языке в 1930 году, а затем на украинском в Мюнхене в 1961-м. Научный редактор первого русского издания, названного «Мои годы в Царьграде», прибегнул к контаминации разноязычных публикаций.

Грищенко обучался в Киеве у Сергея Светославского, в Москве у Константина Юона, потом сблизился с авангардистами из «Бубнового валета» — наставниками его стали Илья Машков и Владимир Татлин. О собственном творчестве Грищенко в дневниковом разговоре с турецкими коллегами высказывался так: «Мой метод требует наивности, ритма, простоты и глубины чувств. Все это является душой примитивов». В его работах сочетались элементы кубизма и лубка, импрессионизма, фовизма, иконописи. В годы революции Грищенко разработал теорию «цвето-динамос» и создал серию фигуративных картин, комбинируя цветовые плоскости без четких очертаний. Увы, большинство произведений этого периода утрачено. После отъезда Грищенко из Москвы его мастерская была занята Варварой Степановой, а полотна отданы студентам Государственных свободных художественных мастерских (впоследствии ВХУТЕМАС) для написания их работ.

Алексей Грищенко. «Мои годы в Царьграде. 1919–1920–1921: Дневник художника». М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2020. 496 с., ил. Фото: Архив Национального художественного музея Украины, Киев
Алексей Грищенко. «Мои годы в Царьграде. 1919–1920–1921: Дневник художника». М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2020. 496 с., ил.
Фото: Архив Национального художественного музея Украины, Киев

Алексей Грищенко был не только художником, но и искусствоведом. В 1913 и 1917 годах он выпустил публикации о влиянии византийского искусства на европейскую живопись и русскую иконопись. Автор придерживался мнения, что последователями византийских мозаик Хоры, Равенны, Торчелло стали Чимабуэ, Джотто и Рублев: «Византийский костер имеет такую силу, что огонь, который зажегся от него в наших землях, ничто не в силах было потушить». Сразу после революции Грищенко участвовал в создании новой культурной системы, был профессором живописи в упомянутых Свободных мастерских. Но скоро разочаровался в советской власти и решил проверить теорию практикой — достичь Второго Рима. В ноябре 1919 года он оказался в Севастополе, где поступил помощником на камбуз грузового корабля, шедшего в Яффу через Константинополь.

Сойдя с парохода без паспорта и почти без денег, он готов был на первых порах есть лук без хлеба и мыкаться в еврейской ночлежке или болгарском госпитале. Самое главное, что Константинополь полностью оправдал ожидания художника и буквально влюбил его в себя. В дневнике он пишет о храмах и крепостных стенах города, о кофейнях и локандах, об уличных ребятишках и дервишах, о городских базарах и вывесках, о музеях и кукольном театре — карагезе.

Алексей Грищенко. «Святая София». 1920-е. Публ. по: Gritchenko А. Deux ans а Constantinople. P.: Éd. Quatre vents, 1930. Фото: Архив Национального художественного музея Украины, Киев
Алексей Грищенко. «Святая София». 1920-е. Публ. по: Gritchenko А. Deux ans а Constantinople. P.: Éd. Quatre vents, 1930.
Фото: Архив Национального художественного музея Украины, Киев

Художник много общался с коллегами — Виктором Бартом, Владимиром Бобрицким, Екатериной Катуар. Друзьями его были Леонид Сологуб и Дмитрий Измайлович, разделявший увлечение византинистикой. Однако Грищенко не хотел замыкаться в эмигрантском кругу. Французский язык он знал давно, турецкий начал учить на пароходе, английский — на острове Принкипо. Очень скоро освоился в среде константинопольских интеллектуалов, зачастил на местный Монпарнас — в квартал Шишли. Ближе русских живописцев ему стали турецкие импрессионисты из так называемого поколения 1914 года — Намык Исмаил, Ибрагим Чаллы. Хотя Грищенко и сожалел об их консерватизме и о том, что следовали они мюнхенской школе, а не парижской.

Зарабатывал он на жизнь частными заказами, которые находил в среде местных и иностранных предпринимателей и чиновников. А еще он неутомимо изображал город. По собственным его словам, только за 1920 год он исполнил более сотни акварелей.

Впрочем, Грищенко не планировал надолго застрять на берегах Босфора и настойчиво обивал пороги дипломатических миссий, главным образом стран Антанты. Ему помог Томас Уиттмор, крупный американский археолог. Художник писал интерьеры бывших византийских базилик и монастырей, копировал мозаики, и Уиттмор с удовольствием приобрел 20 акварелей. Этот гонорар помог Грищенко получить греческую визу: он намеревался поехать в Морею для изучения фресок Мистры. Впереди его ждали успехи во Франции, но любовь к Константинополю он сохранил до конца дней. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+