Эрмитаж откроет посольство в Екатеринбурге в июле

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Музейный комплекс «Эрмитаж-Урал» создается при Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который 1 апреля отмечает 85-летие

Фасад музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фасад музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге при местном музее изобразительных искусств делали долго, уже завершили, но все никак не откроют — новости о переносе даты торжественного открытия появляются постоянно. Самая свежая объявленная дата — 1 июля 2021 года. Как объяснили прессе в управлении культуры города, ее приурочили к круглой годовщине: 1 июля 1941 года началась эвакуация экспонатов и сотрудников музея из Ленинграда в Свердловск. Здесь на протяжении всей войны в здании картинной галереи хранилось более миллиона экспонатов из Эрмитажа. Чуть позже, на рубеже 1940–1950-х годов, всемирно известный музей в знак признательности передал в дар «принимающей стороне» свыше 200 предметов искусства. Теперь музейная связь между двумя городами, носящими уже совсем другие имена, станет еще крепче. Как рассказала нам Яна Шляхецкая, заведующая сектором по связям с общественностью Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), центр откроется выставкой искусства Франции XIX века, привезенной из Эрмитажа.

Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Новая институция разместилась в одном из зданий ЕМИИ — на улице Вайнера, 11. Эрмитаж-Урал откроется в том самом особняке, где в войну хранилась эвакуированная коллекция. Дом был построен в 1912 году в стиле «рационального модерна» по проекту архитектора Константина Бабыкина и предназначался для мануфактурного магазина Бардыгина. Свердловская картинная галерея поселилась в нем в 1936-м.

Общая площадь комплекса составляет 3844 кв. м, из них 2150 кв. м — реконструируемая часть существующего здания музея, а 1694 кв. м — новая пристройка. Собственно выставочное пространство займет около 300 кв. м. На первом этаже разместится сам Эрмитаж-Урал — пространство для привозных выставок из Петербурга, на втором останется и расширит свое присутствие постоянная экспозиция ЕМИИ «Западноевропейское искусство XIV–XIX веков». Туда будет перевезена коллекция живописи из здания на улице Воеводина, основную часть которой составляют те самые эрмитажные подарки.

Сотрудники Свердловского филиала Эрмитажа. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Сотрудники Свердловского филиала Эрмитажа.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Работы по строительству и реконструкции здания выполнила одна из ключевых строительных компаний Свердловской области — «Атомстройкомплекс». Ее глава, заслуженный строитель России Валерий Ананьев рассказал нашему изданию о задачах, которые удалось решить. «Несмотря на сжатые сроки и ограниченное финансирование, мы взяли на себя обязательство построить этот комплекс. Руками наших строителей уже были реконструированы дом Севастьянова, который служит визитной карточкой города, Театр юного зрителя и другие значимые объекты. Здание для Эрмитажа-Урала находится в глубине исторической застройки, на крайне стесненном участке — потребовалось особое мастерство, чтобы организовать стройплощадку в центре города, обеспечить доступ тяжелой строительной техники, сохранив при этом комфорт передвижения горожан по главной пешеходной улице». 

Как подчеркнул Валерий Ананьев, в ходе реконструкции удалось сохранить все исторические элементы дома, обыграв их в интерьере: уникальные стропильные фермы, лестницы, мраморные ступени, литые и кованые изделия. На месте остались и тяжелые дубовые входные двери, и обновленная скатная крыша с аттиками и парапетными тумбочками, а также узкая винтовая лестница, ведущая на чердак — там в годы войны было оборудовано рабочее пространство для научных сотрудников музея, а сейчас устроена мемориальная комната, рассказывающая об этом периоде. 

Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Атомстройкомплекс
Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Атомстройкомплекс

Современные музейные технологии — системы климат-контроля и пожаротушения, датчики протечки воды и многое другое — вписаны в старинное здание. Задачи по объединению старого и нового решались на этапе проектирования, так как площади исторического строения было недостаточно для размещения всего необходимого современному музею. При этом все, что находится под охраной, нельзя ни расширять, ни надстраивать. Единственный фасад, на который не распространялся охранный статус, — задний. Его задействовали, чтобы соединить старое здание и пристройку, для размещения которой использовали неприглядный внутренний двор. Это пространство стало просторным коммуникационным центром, удобно связывающим все части комплекса. Вынести на улицу Вайнера решили лишь стеклянный рукав на уровне второго этажа, где разместится кафе. Функция этой стеклянной галереи — приглашающая, она станет «представителем» музея вовне. Над новой частью здания устроена эксплуатируемая кровля, которая в теплое время года может использоваться как еще одно кафе и площадка для мероприятий.

Архитектор проекта Владимир Каганович рассказал, что первая мысль об объединении особняка и дворового пространства возникла у руководства музея еще в 1980-е годы, но тогда эта мечта не воплотилась. «И вот в 2015 году к этой идее вернулись. Заместитель директора пришла ко мне и принесла мой старый план, скрученный, словно папирус… У нас появились новые возможности, и мы решили использовать на 100% внутренний двор. Он очень неудобный, поэтому мы придумали сделать из него атриум», ­— говорит архитектор.

Школа Луки Джордано. «Каин и Авель». XVII век. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Школа Луки Джордано. «Каин и Авель». XVII век.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Создание атриума, по его словам, позволило решить все проблемы, которые встают перед проектировщиками при работе со столь сложными комплексами. Сюда вывели входную группу, пожарные лестницы, лифты для маломобильных посетителей, гардероб, санузлы, буфет. Для инженерных систем и коммуникаций сделан новый подвал: в историческом здании соблюсти все требования было невозможно. 

В дополнение к обновленному музейному центру на противоположной стороне улицы Вайнера возвели здание, где разместятся реставрационные мастерские, фондохранилища и некоторые другие музейные службы. 

Создание представительств Эрмитажа в регионах России и за рубежом — практика не новая. Еще в 2005 году музей открыл выставочный центр в Казани, в 2010‑м — в Выборге. Можно вспомнить и примеры заграничной экспансии — уже прекратившие свою деятельность филиалы в Лондоне и Лас-Вегасе, а также существующий до сих пор Эрмитаж-Амстердам. 

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+