Эрмитаж откроет посольство в Екатеринбурге в июле

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Музейный комплекс «Эрмитаж-Урал» создается при Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который 1 апреля отмечает 85-летие

Фасад музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фасад музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге при местном музее изобразительных искусств делали долго, уже завершили, но все никак не откроют — новости о переносе даты торжественного открытия появляются постоянно. Самая свежая объявленная дата — 1 июля 2021 года. Как объяснили прессе в управлении культуры города, ее приурочили к круглой годовщине: 1 июля 1941 года началась эвакуация экспонатов и сотрудников музея из Ленинграда в Свердловск. Здесь на протяжении всей войны в здании картинной галереи хранилось более миллиона экспонатов из Эрмитажа. Чуть позже, на рубеже 1940–1950-х годов, всемирно известный музей в знак признательности передал в дар «принимающей стороне» свыше 200 предметов искусства. Теперь музейная связь между двумя городами, носящими уже совсем другие имена, станет еще крепче. Как рассказала нам Яна Шляхецкая, заведующая сектором по связям с общественностью Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), центр откроется выставкой искусства Франции XIX века, привезенной из Эрмитажа.

Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Новая институция разместилась в одном из зданий ЕМИИ — на улице Вайнера, 11. Эрмитаж-Урал откроется в том самом особняке, где в войну хранилась эвакуированная коллекция. Дом был построен в 1912 году в стиле «рационального модерна» по проекту архитектора Константина Бабыкина и предназначался для мануфактурного магазина Бардыгина. Свердловская картинная галерея поселилась в нем в 1936-м.

Общая площадь комплекса составляет 3844 кв. м, из них 2150 кв. м — реконструируемая часть существующего здания музея, а 1694 кв. м — новая пристройка. Собственно выставочное пространство займет около 300 кв. м. На первом этаже разместится сам Эрмитаж-Урал — пространство для привозных выставок из Петербурга, на втором останется и расширит свое присутствие постоянная экспозиция ЕМИИ «Западноевропейское искусство XIV–XIX веков». Туда будет перевезена коллекция живописи из здания на улице Воеводина, основную часть которой составляют те самые эрмитажные подарки.

Сотрудники Свердловского филиала Эрмитажа. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Сотрудники Свердловского филиала Эрмитажа.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Работы по строительству и реконструкции здания выполнила одна из ключевых строительных компаний Свердловской области — «Атомстройкомплекс». Ее глава, заслуженный строитель России Валерий Ананьев рассказал нашему изданию о задачах, которые удалось решить. «Несмотря на сжатые сроки и ограниченное финансирование, мы взяли на себя обязательство построить этот комплекс. Руками наших строителей уже были реконструированы дом Севастьянова, который служит визитной карточкой города, Театр юного зрителя и другие значимые объекты. Здание для Эрмитажа-Урала находится в глубине исторической застройки, на крайне стесненном участке — потребовалось особое мастерство, чтобы организовать стройплощадку в центре города, обеспечить доступ тяжелой строительной техники, сохранив при этом комфорт передвижения горожан по главной пешеходной улице». 

Как подчеркнул Валерий Ананьев, в ходе реконструкции удалось сохранить все исторические элементы дома, обыграв их в интерьере: уникальные стропильные фермы, лестницы, мраморные ступени, литые и кованые изделия. На месте остались и тяжелые дубовые входные двери, и обновленная скатная крыша с аттиками и парапетными тумбочками, а также узкая винтовая лестница, ведущая на чердак — там в годы войны было оборудовано рабочее пространство для научных сотрудников музея, а сейчас устроена мемориальная комната, рассказывающая об этом периоде. 

Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал». Фото: Атомстройкомплекс
Интерьеры музейного комплекса «Эрмитаж-Урал».
Фото: Атомстройкомплекс

Современные музейные технологии — системы климат-контроля и пожаротушения, датчики протечки воды и многое другое — вписаны в старинное здание. Задачи по объединению старого и нового решались на этапе проектирования, так как площади исторического строения было недостаточно для размещения всего необходимого современному музею. При этом все, что находится под охраной, нельзя ни расширять, ни надстраивать. Единственный фасад, на который не распространялся охранный статус, — задний. Его задействовали, чтобы соединить старое здание и пристройку, для размещения которой использовали неприглядный внутренний двор. Это пространство стало просторным коммуникационным центром, удобно связывающим все части комплекса. Вынести на улицу Вайнера решили лишь стеклянный рукав на уровне второго этажа, где разместится кафе. Функция этой стеклянной галереи — приглашающая, она станет «представителем» музея вовне. Над новой частью здания устроена эксплуатируемая кровля, которая в теплое время года может использоваться как еще одно кафе и площадка для мероприятий.

Архитектор проекта Владимир Каганович рассказал, что первая мысль об объединении особняка и дворового пространства возникла у руководства музея еще в 1980-е годы, но тогда эта мечта не воплотилась. «И вот в 2015 году к этой идее вернулись. Заместитель директора пришла ко мне и принесла мой старый план, скрученный, словно папирус… У нас появились новые возможности, и мы решили использовать на 100% внутренний двор. Он очень неудобный, поэтому мы придумали сделать из него атриум», ­— говорит архитектор.

Школа Луки Джордано. «Каин и Авель». XVII век. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Школа Луки Джордано. «Каин и Авель». XVII век.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Создание атриума, по его словам, позволило решить все проблемы, которые встают перед проектировщиками при работе со столь сложными комплексами. Сюда вывели входную группу, пожарные лестницы, лифты для маломобильных посетителей, гардероб, санузлы, буфет. Для инженерных систем и коммуникаций сделан новый подвал: в историческом здании соблюсти все требования было невозможно. 

В дополнение к обновленному музейному центру на противоположной стороне улицы Вайнера возвели здание, где разместятся реставрационные мастерские, фондохранилища и некоторые другие музейные службы. 

Создание представительств Эрмитажа в регионах России и за рубежом — практика не новая. Еще в 2005 году музей открыл выставочный центр в Казани, в 2010‑м — в Выборге. Можно вспомнить и примеры заграничной экспансии — уже прекратившие свою деятельность филиалы в Лондоне и Лас-Вегасе, а также существующий до сих пор Эрмитаж-Амстердам. 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+