18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж откроет посольство в Екатеринбурге в июле

№89
Материал из газеты

Музейный комплекс «Эрмитаж-Урал» создается при Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который 1 апреля отмечает 85-летие

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге при местном музее изобразительных искусств делали долго, уже завершили, но все никак не откроют — новости о переносе даты торжественного открытия появляются постоянно. Самая свежая объявленная дата — 1 июля 2021 года. Как объяснили прессе в управлении культуры города, ее приурочили к круглой годовщине: 1 июля 1941 года началась эвакуация экспонатов и сотрудников музея из Ленинграда в Свердловск. Здесь на протяжении всей войны в здании картинной галереи хранилось более миллиона экспонатов из Эрмитажа. Чуть позже, на рубеже 1940–1950-х годов, всемирно известный музей в знак признательности передал в дар «принимающей стороне» свыше 200 предметов искусства. Теперь музейная связь между двумя городами, носящими уже совсем другие имена, станет еще крепче. Как рассказала нам Яна Шляхецкая, заведующая сектором по связям с общественностью Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), центр откроется выставкой искусства Франции XIX века, привезенной из Эрмитажа.

Новая институция разместилась в одном из зданий ЕМИИ — на улице Вайнера, 11. Эрмитаж-Урал откроется в том самом особняке, где в войну хранилась эвакуированная коллекция. Дом был построен в 1912 году в стиле «рационального модерна» по проекту архитектора Константина Бабыкина и предназначался для мануфактурного магазина Бардыгина. Свердловская картинная галерея поселилась в нем в 1936-м.

Общая площадь комплекса составляет 3844 кв. м, из них 2150 кв. м — реконструируемая часть существующего здания музея, а 1694 кв. м — новая пристройка. Собственно выставочное пространство займет около 300 кв. м. На первом этаже разместится сам Эрмитаж-Урал — пространство для привозных выставок из Петербурга, на втором останется и расширит свое присутствие постоянная экспозиция ЕМИИ «Западноевропейское искусство XIV–XIX веков». Туда будет перевезена коллекция живописи из здания на улице Воеводина, основную часть которой составляют те самые эрмитажные подарки.

Работы по строительству и реконструкции здания выполнила одна из ключевых строительных компаний Свердловской области — «Атомстройкомплекс». Ее глава, заслуженный строитель России Валерий Ананьев рассказал нашему изданию о задачах, которые удалось решить. «Несмотря на сжатые сроки и ограниченное финансирование, мы взяли на себя обязательство построить этот комплекс. Руками наших строителей уже были реконструированы дом Севастьянова, который служит визитной карточкой города, Театр юного зрителя и другие значимые объекты. Здание для Эрмитажа-Урала находится в глубине исторической застройки, на крайне стесненном участке — потребовалось особое мастерство, чтобы организовать стройплощадку в центре города, обеспечить доступ тяжелой строительной техники, сохранив при этом комфорт передвижения горожан по главной пешеходной улице». 

Как подчеркнул Валерий Ананьев, в ходе реконструкции удалось сохранить все исторические элементы дома, обыграв их в интерьере: уникальные стропильные фермы, лестницы, мраморные ступени, литые и кованые изделия. На месте остались и тяжелые дубовые входные двери, и обновленная скатная крыша с аттиками и парапетными тумбочками, а также узкая винтовая лестница, ведущая на чердак — там в годы войны было оборудовано рабочее пространство для научных сотрудников музея, а сейчас устроена мемориальная комната, рассказывающая об этом периоде. 

Современные музейные технологии — системы климат-контроля и пожаротушения, датчики протечки воды и многое другое — вписаны в старинное здание. Задачи по объединению старого и нового решались на этапе проектирования, так как площади исторического строения было недостаточно для размещения всего необходимого современному музею. При этом все, что находится под охраной, нельзя ни расширять, ни надстраивать. Единственный фасад, на который не распространялся охранный статус, — задний. Его задействовали, чтобы соединить старое здание и пристройку, для размещения которой использовали неприглядный внутренний двор. Это пространство стало просторным коммуникационным центром, удобно связывающим все части комплекса. Вынести на улицу Вайнера решили лишь стеклянный рукав на уровне второго этажа, где разместится кафе. Функция этой стеклянной галереи — приглашающая, она станет «представителем» музея вовне. Над новой частью здания устроена эксплуатируемая кровля, которая в теплое время года может использоваться как еще одно кафе и площадка для мероприятий.

Архитектор проекта Владимир Каганович рассказал, что первая мысль об объединении особняка и дворового пространства возникла у руководства музея еще в 1980-е годы, но тогда эта мечта не воплотилась. «И вот в 2015 году к этой идее вернулись. Заместитель директора пришла ко мне и принесла мой старый план, скрученный, словно папирус… У нас появились новые возможности, и мы решили использовать на 100% внутренний двор. Он очень неудобный, поэтому мы придумали сделать из него атриум», ­— говорит архитектор.

Создание атриума, по его словам, позволило решить все проблемы, которые встают перед проектировщиками при работе со столь сложными комплексами. Сюда вывели входную группу, пожарные лестницы, лифты для маломобильных посетителей, гардероб, санузлы, буфет. Для инженерных систем и коммуникаций сделан новый подвал: в историческом здании соблюсти все требования было невозможно. 

В дополнение к обновленному музейному центру на противоположной стороне улицы Вайнера возвели здание, где разместятся реставрационные мастерские, фондохранилища и некоторые другие музейные службы. 

Создание представительств Эрмитажа в регионах России и за рубежом — практика не новая. Еще в 2005 году музей открыл выставочный центр в Казани, в 2010‑м — в Выборге. Можно вспомнить и примеры заграничной экспансии — уже прекратившие свою деятельность филиалы в Лондоне и Лас-Вегасе, а также существующий до сих пор Эрмитаж-Амстердам. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+