18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Просвещение под контролем?

№89
Материал из газеты

Госдума приняла во втором чтении закон об образовании, из-за поправок в который независимые просветительские инициативы могут оказаться под запретом

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект о поправках в закон «Об образовании». В нем парламентарии хотят зарегулировать любую просветительскую деятельность: выставки, публичные встречи, онлайн-лекции, обучающие курсы, направленные на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Для этого депутаты предложили наделить федеральные органы государственной власти в сфере образования «полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений». Как именно и по какому принципу будут выдавать такие заключения, в документе не уточняется. Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 июня 2021 года — невзирая на протесты видных представителей науки и образования, а также музейно-художественной среды.

Идея законопроекта, объясняют его инициаторы, в том, чтобы не допустить «реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Под последними авторы поправок понимают действия, направленные на дискредитацию государственной политики, подрыв конституционного строя, а также пересмотр истории. Последнее ставит под угрозу все независимые образовательные инициативы, чей взгляд на историю не отражает официальную позицию, например выставки и лекции о советских репрессиях, Великой Отечественной войне.

Против принятия поправок в закон «Об образовании» выступили многие музейные работники. В начале февраля петербургские кураторы Лизавета Матвеева, Анастасия Пронина, Наталья Тихонова и директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой отклонить законопроект. По мнению авторов письма, он носит изоляционистский характер, вводит ограничения на просветительскую деятельность и создает предпосылки к цензуре. Обращение подписали свыше тысячи художников, фотографов и галеристов со всей России, в их числе весьма известные имена. Петербургский Музей стрит-арта также призвал отклонить законопроект, опубликовав на своей странице в Instagram петицию, которую поддержали почти 33 тыс. пользователей социальной сети.

Еще одна петиция появилась на сайте Change.org, ее инициировал ученый-астрофизик Сергей Попов. Подписанты опасаются, что принятие документа станет импульсом к вводу других ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», — говорится в обращении.

В числе подписавших петицию — автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. Помимо авторских экскурсий по Москве, она устраивает онлайн-лекции по истории города. Поправки к закону «Об образовании» она называет приговором частным просветительским инициативам в России: получать лицензию на работу захотят не все, не говоря уже о том, что многие «неудобные» власти проекты будут попросту отсеяны регулятором. «Последние несколько лет в России наблюдается всплеск интереса к просветительству. Во время режима самоизоляции онлайн-лекции были единственным доступным досугом — мы видим это по количеству просмотров. Это большая и важная часть жизни сотен тысяч людей. И все попытки ограничить их в возможности узнавать что-то новое выглядят абсурдными», — заключает Стрельникова.

«Это очередной запретительный законопроект, мракобесный и архаичный, который отсылает нас к зрелым советским временам и ставит преграду на пути свободного образования, — добавляет историк, журналист, член Общественной палаты России Николай Сванидзе. — Нельзя образовывать детей только в узких разрешенных рамках, предложенных правительством: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Мы так потеряли целый ряд научных направлений, в том числе естественных. В гуманитарных науках это тоже очень опасно». При этом он уверен, что все усилия, направленные на то, чтобы не допустить принятие законопроекта, обречены на провал: решение политическое и, очевидно, получило одобрение на высшем уровне.

Напомним, данная инициатива — не первая попытка зарегулировать просветительскую деятельность. В прошлом году Госдума приняла в двух чтениях нашумевший проект закона о совершенствовании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Он предполагает, в частности, введение единых норм работы таких специалистов и критериев их оценки. Например, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию всех экскурсоводов через каждые пять лет. Основанием для допуска к ней станет наличие среднего или высшего профессионального образования в области туристской деятельности либо дополнительного профессионального.

Материалы по теме:
Кругозор по лицензии
Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+