Просвещение под контролем?

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Госдума приняла во втором чтении закон об образовании, из-за поправок в который независимые просветительские инициативы могут оказаться под запретом

Филиппо Минелли. «Революция, на которую всем плевать». 2016. Фото: Музей стрит-арта
Филиппо Минелли. «Революция, на которую всем плевать». 2016.
Фото: Музей стрит-арта

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект о поправках в закон «Об образовании». В нем парламентарии хотят зарегулировать любую просветительскую деятельность: выставки, публичные встречи, онлайн-лекции, обучающие курсы, направленные на «распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции». Для этого депутаты предложили наделить федеральные органы государственной власти в сфере образования «полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений». Как именно и по какому принципу будут выдавать такие заключения, в документе не уточняется. Предполагается, что новые нормы вступят в силу с 1 июня 2021 года — невзирая на протесты видных представителей науки и образования, а также музейно-художественной среды.

Идея законопроекта, объясняют его инициаторы, в том, чтобы не допустить «реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Под последними авторы поправок понимают действия, направленные на дискредитацию государственной политики, подрыв конституционного строя, а также пересмотр истории. Последнее ставит под угрозу все независимые образовательные инициативы, чей взгляд на историю не отражает официальную позицию, например выставки и лекции о советских репрессиях, Великой Отечественной войне.

Против принятия поправок в закон «Об образовании» выступили многие музейные работники. В начале февраля петербургские кураторы Лизавета Матвеева, Анастасия Пронина, Наталья Тихонова и директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой отклонить законопроект. По мнению авторов письма, он носит изоляционистский характер, вводит ограничения на просветительскую деятельность и создает предпосылки к цензуре. Обращение подписали свыше тысячи художников, фотографов и галеристов со всей России, в их числе весьма известные имена. Петербургский Музей стрит-арта также призвал отклонить законопроект, опубликовав на своей странице в Instagram петицию, которую поддержали почти 33 тыс. пользователей социальной сети.

Филиппо Минелли. «Революция, на которую всем плевать». 2016. Фото: Музей стрит-арта
Филиппо Минелли. «Революция, на которую всем плевать». 2016.
Фото: Музей стрит-арта

Еще одна петиция появилась на сайте Change.org, ее инициировал ученый-астрофизик Сергей Попов. Подписанты опасаются, что принятие документа станет импульсом к вводу других ограничительных мер, которые негативно скажутся на популяризаторской деятельности в нашей стране. «Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.», — говорится в обращении.

В числе подписавших петицию — автор просветительского проекта «Совсем другой город» Ирина Стрельникова. Помимо авторских экскурсий по Москве, она устраивает онлайн-лекции по истории города. Поправки к закону «Об образовании» она называет приговором частным просветительским инициативам в России: получать лицензию на работу захотят не все, не говоря уже о том, что многие «неудобные» власти проекты будут попросту отсеяны регулятором. «Последние несколько лет в России наблюдается всплеск интереса к просветительству. Во время режима самоизоляции онлайн-лекции были единственным доступным досугом — мы видим это по количеству просмотров. Это большая и важная часть жизни сотен тысяч людей. И все попытки ограничить их в возможности узнавать что-то новое выглядят абсурдными», — заключает Стрельникова.

«Это очередной запретительный законопроект, мракобесный и архаичный, который отсылает нас к зрелым советским временам и ставит преграду на пути свободного образования, — добавляет историк, журналист, член Общественной палаты России Николай Сванидзе. — Нельзя образовывать детей только в узких разрешенных рамках, предложенных правительством: шаг вправо, шаг влево — расстрел. Мы так потеряли целый ряд научных направлений, в том числе естественных. В гуманитарных науках это тоже очень опасно». При этом он уверен, что все усилия, направленные на то, чтобы не допустить принятие законопроекта, обречены на провал: решение политическое и, очевидно, получило одобрение на высшем уровне.

Напомним, данная инициатива — не первая попытка зарегулировать просветительскую деятельность. В прошлом году Госдума приняла в двух чтениях нашумевший проект закона о совершенствовании деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Он предполагает, в частности, введение единых норм работы таких специалистов и критериев их оценки. Например, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию всех экскурсоводов через каждые пять лет. Основанием для допуска к ней станет наличие среднего или высшего профессионального образования в области туристской деятельности либо дополнительного профессионального.

Материалы по теме:
Кругозор по лицензии
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+