18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приют на семи ветрах

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Крупнейшую в Европе деревянную постройку, стоящую на острове Бююкада в Мраморном море, еще можно спасти, но сил Константинопольского патриархата для этого недостаточно

Заброшенное здание приюта Принкипо на острове Бююкада. Фото: AP Photo/Helene Franchineau/ТАСС
Заброшенное здание приюта Принкипо на острове Бююкада.
Фото: AP Photo/Helene Franchineau/ТАСС

Защитники наследия, художники и духовный центр греческой православной диаспоры объединили усилия, чтобы спасти от разрушения деревянное здание приюта Принкипо. Возведенное 122 года назад на крупнейшем из Принцевых островов, недалеко от Стамбула, это строение стояло заброшенным в течение нескольких последних десятилетий.

Восстановление может начаться уже в 2022 году, в том числе благодаря тому, что ассоциация Europa Nostra внесла здание в свой список объектов культурного наследия, находящихся в наибольшей опасности. Координатор реставрационного проекта Лаки Вингас, представляющий Константинопольскую православную церковь, в собственности которой сейчас находится здание, говорит, что именно признание со стороны Europa Nostra дало толчок местной инициативе по спасению памятника. 

«История приюта трагична, — говорит Вингас, — но это часть исторического наследия Стамбула, и наше сообщество обязано беречь его. Мы не имеем права потерять это здание и найдем способ его сохранить». И все же уверенности в том, что этому памятнику уготовано благополучное дальнейшее существование, пока нет. Согласно отчету Europa Nostra, реставрация может стоить более €40 млн, и Вингас признается, что судьба проекта зависит от успеха местных и зарубежных фандрайзинговых кампаний в 2021 году.

Площадь приюта Принкипо составляет более 15 тыс. кв. м. Огромное деревянное здание на вершине холма на острове Бююкада было построено по проекту франко-османского архитектора Александра Валлори, имя которого связано с целым рядом модернистских построек Стамбула. Предполагалось, что здесь откроется элитная гостиница на 206 номеров для путешественников, прибывающих в город на знаменитом «Восточном экспрессе». Однако отель так и не получил разрешение на работу, и в 1903 году постройку приобрела греческая православная община, устроившая здесь приют. Через него прошли тысячи детей, пока в 1964 году власти не конфисковали здание на фоне обострения отношений между Турцией и Грецией. В 2010 году Европейский суд по правам человека постановил, что правительство Турции должно вернуть приют Константинопольской церкви.

Заброшенное здание приюта Принкипо на острове Бююкада. Фото: Wikimedia Commo
Заброшенное здание приюта Принкипо на острове Бююкада.
Фото: Wikimedia Commo

Сегодня заброшенное и обветшавшее строение больше напоминает дом с привидениями. Крыша частично обвалилась, целые участки фасада деформировались, дождевая вода затопила полы. Сотрудники Europa Nostra предупреждают, что здание может полностью обрушиться, если не обнести его лесами и не укрепить поддерживающими конструкциями.

Патриархат хочет открыть в бывшем приюте центр по изучению окружающей среды. Но численность его паствы в Турции сильно сократилась, и ему не хватает ни средств, ни административных ресурсов для того, чтобы самостоятельно осуществить этот проект. Тем временем состояние здания продолжает ухудшаться. Минувшей осенью власти Стамбула оказали помощь, проведя его цифровое обследование при помощи дронов и лазерного сканирования.

В 2018 году художница греко-армянского происхождения Гера Бююкташян выступила в роли куратора выставки в бывшей греческой школе, объединив артефакты и устные свидетельства о приюте со своими собственными site-specific-инсталляциями, видео Али Казмы, фотографиями Мурата Гермена и саунд-дизайном Дилек Винчестер.

Результаты работы Бююкташян в архивах Турции и Греции должны быть опубликованы в книге. Художница надеется, что это издание послужит отправной точкой для дальнейших исследований. «Выставка стала своеобразным введением в историю места, о котором многие посетители до этого не имели ни малейшего представления, — говорит она, — как и о бедах, которые пришлось пережить меньшинствам».  

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+