18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фернан Кнопфф и сгустки пустоты

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Художник Фернан Кнопфф в книге Мишеля Драге помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором

Фернан Кнопфф. «Портрет Маргерит Кнопфф». 1887. Фото: Fondation Roi Baudouin/Bollaert & Moortgat — Karel Moortgat
Фернан Кнопфф. «Портрет Маргерит Кнопфф». 1887.
Фото: Fondation Roi Baudouin/Bollaert & Moortgat — Karel Moortgat

Автор этой книги — Мишель Драге, который был одним из кураторов выставки 2019 года в парижском Пти-пале, посвященной бельгийскому символисту Фернану Кнопффу (1858–1921). Основательный и прекрасно оформленный том охватывает все грани творчества художника: портреты, пейзажи, воображаемые композиции, произведения графики и скульптуры. Кнопфф помещен в культурный контекст Европы своего времени, включая его отношения с бельгийским Обществом XX, а также с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Густавом Климтом, Джеймсом Уистлером и Джеймсом Энсором. Рассмотрены его воззрения и на фотографию, и на литературу — особенно в связи с произведениями Стефана Малларме и Эмиля Верхарна.

Фернан Кнопфф чрезвычайно серьезно относился к себе и к тому, что его окружало. В частности, свой дом в Брюсселе (строительство было закончено к 1902 году) он воспринимал как особое произведение искусства, как автопортрет и одновременно как фантастический замок. К сожалению, дом был разрушен в 1939-м, и книга начинается с реконструкции его интерьеров и тех впечатлений, которые могли бы вынести посетители мастерской Кнопффа с золоченым кругом на полу, куда художник помещал свой мольберт в соответствии c астрологическим расположением планет.

Michel Draguet. Fernand Khnopff. Mercatorfonds, in collaboration with, and di ributed by, Yale University Press. 304 с. £45. На английском языке
Michel Draguet. Fernand Khnopff. Mercatorfonds, in collaboration with, and di ributed by, Yale University Press. 304 с. £45. На английском языке

Фернан Кнопфф создавал искусство самоуглубленное, интроспективное. Реальность он допускал к себе выборочно, сквозь фильтры. Детство художника прошло в Брюгге; оно было важным мотивом в его творчестве, но запечатлелось в сознании монохромным, подобно пустому городу в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Когда в 1902 году Кнопфф вновь приехал в Брюгге, он ездил по улицам в коляске с задернутыми шторами, а на глазах его были темные очки, чтобы лишний раз не ворошить память.

Фантастические пейзажи, написанные им у родительского дома в Фоссете в Арденнах, неизменно охвачены туманом или дождем. Фигуры людей у Кнопффа восхитительны, но чрезвычайно нагружены символизмом, который не поддается простому, линейному толкованию. Как понять, например, картину «Воспоминания» («Лаун-теннис») 1889 года, где представлено семь персонажей — и все они изображают сестру художника Маргерит в разных костюмах и позах? Автор книги отмечает, что фигуры у Кнопффа обычно выглядят застывшими, обособленными, будто пребывают в ожидании или тоске. На картинах 1891 года «Кто освободит меня?» и «Я закрываю за собой дверь» молодые рыжеволосые женщины, погруженные в свои грезы, смотрят на зрителя как загипнотизированные.

Написанная по итогам десятилетнего исследования, эта работа представляет собой последнее слово в изучении и трактовке творчества художника. Если и попадаются в тексте ошибки, то это лишь случайные недочеты смутной фразеологии — возможно, просто бессознательное эхо загадочных полотен. Но подчас автор со своей поэтической проницательностью попадает в самую точку. В его замечании о том, что Кнопфф «придает пустоте психологическую плотность», похоже, сказано все об этом художнике.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+