18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Круглый стол «Арт-рынок как способ популяризации искусства»

Круглый стол, состоявшийся 17 октября в рамках программы I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее», неожиданно перевернул с ног на голову привычное восприятие арт-рынка, который традиционно считается производной от искусства в целом. То, что арт-рынок поддерживает интерес к приобретениям произведений искусства, — не новость, но может ли он популяризировать само искусство — такую тему предложила обсудить модератор дискуссии главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

Владимир Богданов (Artinvestment.ru), опираясь на практику интернет-портала, отметил, что сегодня на рынке есть что купить и в пределах 100 тыс. руб., но сдерживают покупателей не цены, а низкий уровень интереса к искусству, который нужно воспитывать (по последним данным, менее 2% посетителей художественных выставок приходят на арт-ярмарки и в принципе покупают искусство).

О том, что ярмарки из площадок для продаж постепенно превращаются для значительной части публики в выставки, где можно увидеть высококлассное искусство, сказал Николай Палажченко, арт-менеджер, куратор курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, представитель Art Basel в России.

В такой ситуации организаторы ярмарок для стимулирования продаж вынуждены повышать цены на билеты (отсекая часть «зрителей») и увеличивать количество дней для VIP-посещений. Но в то же время продавцы кровно заинтересованы в повышении интереса к искусству, поэтому абсолютно коммерческие ярмарки обрастают параллельными музейными программами и ярмарками-сателлитами, группирующимися около ярмарок-локомотивов, фактически создавая фестивали искусств.

Маргарита Пушкина, организатор недавно прошедшей в Манеже Cosmoscow, обратила внимание на то, как различные мероприятия, профильные event’ы приближают мир искусства к потенциальной аудитории, и на значимость присутствия медийных персон в советах коллекционеров, продвигающих ярмарки. Замечание справедливое: имя Натальи Водяновой, поддерживавшей Cosmoscow, не в последнюю очередь привлекло к ярмарке внимание публики.

Екатерина Ираги, галерист и в прошлом член экспертного совета «Арт Москвы», порекомендовала рассматривать исчезновение одних ярмарок и появление других как естественный процесс, отметила растущую активность российских покупателей на международных ярмарках и то, что интерес к современному искусству и особенно его приобретение превратились сегодня в род индивидуального интеллектуального приключения. О боязни покупателей обмануться, почувствовать себя профаном, говорила Мария Ковалевская, куратор онлайн-галереи «Проблемы белых стен: искусство рядом. Тиражная графика современных художников», отметив необходимость «втягивания» коллекционеров в «тренировочные» покупки хотя бы до 100 тыс. руб., а также о том, что нужно сделать для того, чтобы рынок никого не пугал.

Выслушав свежие новости от Алсу Юдиной, представителя крупнейшего интернет-аукциона Molotok.ru, аудитория весело одобрила bon mot Михаила Каменского (Sotheby’s — Россия и СНГ), сказавшего, что деньги являются своего рода соусом, в котором плавает искусство, нисколько не понижая его культурной и художественной значимости, а ценник на произведении искусства сразу повышает интерес к работе. По его мнению, покупатели произведений искусства (если они не холодные инвесторы), пополняя коллекцию, начинают изучать свои покупки, все больше и больше интересуясь искусством, а легендарный русский аукцион Sotheby’s 1988 года по значимости для пропаганды русского искусства можно сравнить с дягилевскими «Русскими сезонами».

Его слова перекликались с мнением Милены Орловой, которая отметила, что высокие цены привлекают покупателей, а ценовые рекорды «везут» на себе культуру, становясь рекламным рычагом, в результате множество людей стремятся попасть на предаукционные выставки, не планируя ничего покупать, но с целью посмотреть на шедевры музейного уровня. Стоит вспомнить, что даже такое знаковое событие в сфере культуры, как Венецианская биеннале, начиналось с коммерции и продаж произведений искусства.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+