18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Оммаж Иву Сен-Лорану в арт-проекте SELF

Альтернативный портрет легендарного модельера Ива Сен-Лорана в исполнении авангардистов XXI века, от Ванессы Бикрофт до Вонга Карвая

Несколько лет назад новый креативный директор бренда Saint Laurent Энтони Ваккарелло задумал амбициозный проект. Он решил с помощью разных видов искусства, от кино до фотографии, рассказать об основах модного Дома и о самом маэстро Иве Сен-Лоране. Так родился арт-проект SELF, для участия в котором Ваккарелло лично выбирал и приглашал именитых деятелей искусства. Результатом этого сотрудничества стала серия работ, демонстрирующих индивидуальный взгляд художников на то, что же это такое — истинный дух Saint Laurent.

Молодой и амбициозный Ваккарелло, пришедший на смену Эди Слиману в 2016 году, мечтал продолжить путь, начатый Сен-Лораном в 1960-х, и точно так же смело шагать вперед, опережая свое время. Его предшественник, взяв за основу дух марки середины прошлого столетия с его брючными костюмами и байкерскими куртками, хотел его осовременить, но в результате истинная элегантность, свойственная моделям Сен-Лорана, оказалась утраченной. К тому же Слиман, стремясь сместить ориентиры, перенес штаб-квартиру Дома из Парижа в Лос-Анджелес, сделав акцент на более современную бизнес-модель.

Теперь настала очередь Ваккарелло совершить революцию. Словно сам Ив Сен-Лоран, открывший в 1970-х новую главу в истории мировой моды, Энтони Ваккарелло предлагает взглянуть на fashion-индустрию по-новому — с точки зрения настоящего искусства, где есть место личности человека, примеряющего на себя новые образы. По мнению главного креативного ума Saint Laurent, именно так маэстро смотрел бы на свое творчество сегодня.

Первым в творческую команду проекта SELF вошел культовый японский фотограф Дайдо Морияма. Его черно-белые снимки андерграундной жизни и подпольных клубов Японии, снятые с рук в сумерках или в свете ночных городских огней, спонтанны и полны контрастов, становясь параллелью к главным чертам личности и творчества Сен-Лорана. Токийские зарисовки Мориямы были показаны в Гран-пале в рамках крупнейшей фотоярмарки Paris Photo в ноябре 2018 года и стали громким дебютом проекта Ваккарелло.

Уже через месяц вторая участница проекта, итальянская художница Ванесса Бикрофт, известная своими многолюдными перформансами, представила собственное видение наследия маэстро. Творческий метод Бикрофт привлек внимание Энтони Ваккарелло схожестью с небанальным видением Ива Сен-Лорана, который любил делать из модных показов сложные перформансы. Художница создала для SELF серию фотографий новой коллекции Дома на фоне Эйфелевой башни. В привычной ей манере она составила из полуобнаженных моделей большую «человеческую инсталляцию», отчасти отсылающую к традиционному финальному выходу на подиум в конце показа. Презентацию провели в пропитанной искусством атмосфере ярмарки Art Basel Miami Beach в декабре 2018 года.

Следующая серия проекта вышла через полгода, в конце апреля 2019-го. SELF03 — это трехминутная игровая короткометражка под названием The Arrangement американского сценариста и писателя, автора легендарной книги «Американский психопат» Брета Истона Эллиса, раскрывающая темы красоты, любви, ревности и одержимости в любовном треугольнике. Герои фильма (модели Дакота Линдволл и Тес Линненкопер и актер Хоппер Пенн, сын Шона Пенна) отдыхают в загородном доме, плещутся в бассейне и пытаются выяснить отношения друг с другом. По словам Эллиса, он хотел показать контраст между внутренним запутанным миром эмоций и чувств и миром вокруг, полным красоты и гармонии. Одним из источников вдохновения для писателя послужил дом Ива Сен-Лорана в Марокко. Лирическим саундтреком к фильму выбрали песню «Ветряные мельницы твоей души» 1986 года английской певицы и композитора, звезды 1960-х Петулы Кларк о бесконечном круге жизни.

Четвертой и самой громкой коллаборацией Дома в рамках проекта SELF стал остросюжетный киноэтюд «Вечный свет», снятый знаменитым кинорежиссером Гаспаром Ноэ. Таким образом сбылась давнишняя и, как говорит об этом Энтони Ваккарелло, «самая темная» его мечта — поработать с иконами французского кинематографа Беатрис Даль и Шарлоттой Генсбур. Пятидесятиминутный фильм в жанре мокьюментари снят без сценария за пять дней, он одновременно ироничный и вызывающий, экспериментальный и мастерский. Подмигнув современному искусству, Ноэ погружает зрителя в гипнотическое путешествие по мирам музыки, моды и кино, где все персонажи выглядят эпатажно, если не сказать карикатурно. В сюжете — путешествие длиной в один съемочный день, где Даль играет режиссера, а Генсбур — ее главную героиню. Фильм построен на их провокационных диалогах о кино, ведьмах и женщинах и заканчивается сценой сожжения под оглушительную какофонию звуков и кислотных цветов на экране. Так Ноэ подчеркивает единство с Сен-Лораном, которому дух бунтарства и нонконформизма был очень близок. SELF04 был представлен публике в рамках Каннского кинофестиваля в мае 2019 года.

Куратором SELF05 стал режиссер гонконгской «новой волны» Вонг Карвай, известный своим поэтическим языком. Мини-фильм «Ночь в Шанхае» рассказывает о родном городе кинорежиссера, о поисках себя, внутреннего баланса и гармонии в мире утопии и мечты. Презентация короткометражки проходила на большом экране шанхайского музея Yuz в ноябре 2019 года. Одна из центральных сцен фильма — та, где главная героиня в исполнении модели Цзюй Сяовэнь идет по канату. Таким образом режиссер картины, китайский фотограф Уинг Шья, хотел подчеркнуть контраст между хрупкостью и силой, утопией и реальностью. По мнению Ваккарелло, этот фильм показывает, как мечты и фантазии Сен-Лорана обретают реальную форму.

Заключительная серия арт-проектa, SELF06 — это документальный экспромт под названием Sportin’ Life американского режиссера и клипмейкера Абеля Фeррары. Известный провокационным стилем и откровенностью сюжетов, Феррара уже более десяти лет занимается документальным кино. Sportin’ Life — дневниковая зарисовка о жизни самого режиссера в процессе съемок картины «Сибирь», а также о взаимоотношениях с одним из его любимых актеров, Уиллемом Дефо. По словам режиссера, человеческие отношения служат топливом для его творческого мотора, а кроме того, он не мог не затронуть тему пандемии. В фильме длиной без малого час также звучит тема главенства личности, которая была для великого Сен-Лорана центральной в работе.

Все доступные серии арт-проекта SELF можно посмотреть на YouTube-канале бренда.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+