18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Властители умов

№88
Материал из газеты

Как появились самые знаменитые бестселлеры Cartier: браслеты Love и Juste un Clou, кольцо Trinity, часы Tank и Santo

У каждого большого ювелирного бренда собственные сильные стороны. «Точка силы» Cartier — умение создавать изделия-блокбастеры — объекты желания для нескольких поколений. Это касается и часов, и украшений. Tank, Santos, Trinity, Love, Juste un Clou — все они в свое время были «материальным ответом» вызову эпохи — социальному, инженерному, культурному, мистическому — и отозвались настолько мощно, что востребованы по сей день. 

Важно, что в ДНК Cartier зашиты невероятная гибкость и изменчивость, умение впитывать и перерабатывать различные культуры — от национальных русских мотивов до традиционных индийских узоров, но на вершину ювелирной иерархии бренд возвела способность к лаконичным дизайнерским высказываниям.

История часов Tank более чем известна. В декабре 1916 года в Париже часовой энтузиаст Луи Картье мечтал о том, чтобы превратить часы из игрушки и статус-символа в элегантный дизайнерский аксессуар, незаменимый в повседневной жизни. Силуэт корпуса танков, участвовавших в сражениях Первой мировой войны, навел Луи на мысль о лаконичном геометрическом дизайне часов. Среди поклонников этого яркого часового дизайна были многие важные персоны XX века, а Энди Уорхол говорил: «Я ношу Tank не для того, чтобы узнавать время, я их даже не завожу. Я ношу Tank, потому что это единственные часы, которые стоит носить».

За дизайном часов Santos стоит история дружбы. Близкий друг Луи Картье авиатор, проектировщик летательных аппаратов (копия его аэроплана даже была показана на выставке Cartier in Motion в Лондоне) и просто человек с тонким вкусом Альберто Сантос-Дюмон как-то пожаловался, что проиграл гонку на воздушных шарах, потому что не мог следить за временем: погода была плохая, видимость стремилась к нулю, приходилось все внимание уделять рулю и навигации, доставать часы из кармана жилета было невозможно. Луи посочувствовал товарищу, а его рассказ навел Картье на важную мысль. Так, благодаря Сантос-Дюмону, наручные часы стали мужским аксессуаром, а не только женским украшением.

Кольцо Trinity — одно из самых желанных обручальных колец в мире на протяжении уже почти 100 лет. В 1924 году один из крупнейших деятелей французской культуры XX века — писатель, поэт, драматург, художник и режиссер Жан Кокто — пришел к Луи Картье с идеей кольца — символа «абсолютной любви». Кольцо должно было показать три ипостаси чувства: любовь-дружбу, любовь-страсть и верность. Оно предназначалось «королеве модного Парижа» Натали Палей, русской княжне, внучке Александра II. В 1927 году Кокто дарит кольцо на ее свадьбу с дизайнером Люсьеном Лелонгом. После расставания с мужем у Натали был яркий, но недолгий роман с самим Кокто, но первое кольцо-прототип режиссер и поэт носил на мизинце до самой смерти. А ювелирный Дом получил один из дизайнов-бестселлеров и в придачу легендарного амбассадора, с удовольствием позировавшего с украшением для фотопортретов. Кстати, название Trinity у этого кольца появилось только в 1990-е. Trinity по сей день в числе самых цитируемых и подделываемых украшений в мире.

Итальянский дизайнер Альдо Чипулло, который работал в главных американских ювелирных фирмах, в 1969 году поступил на службу в Cartier и тут же создал компании два новых блокбастера. В 1969-м — браслет Love, а в 1970-м — «гвоздь» Juste un Clou.

Love был призван стать ювелирной интерпретацией любовных оков. Мысль о таком украшении пришла к Чипулло спонтанно. Он расстался с возлюбленной, тяжело переживал разрыв и в одну из бессонных ночей придумал современный аналог «пояса верности» — браслет, который не так просто надеть и снять, символ того, что не стоит относиться к любви легкомысленно. С проектом браслета Чипулло пришел к руководству другого ювелирного Дома, где тогда работал, но им идея показалась чересчур сложной, а воплощение — слишком индустриальным. Так звездный дизайн достался Cartier.

Сегодня украшение настолько распространено, что в некоторых аэро­портах мира в пунктах досмотра держат под рукой отвертку от браслета Love на случай, если пассажиру нужно будет снять аксессуар. Love произвел настоящую революцию в индустрии, и сейчас у каждого большого ювелирного бренда есть свой вариант жесткого браслета. Кстати, понять, что у вас в руках именно браслет Love, довольно просто: у него есть вес (это была еще одна из важнейших для Чипулло идей — истинная любовь не может быть легковесной). 

В основе дизайна второго бестселлера Cartier авторства Чипулло, «гвоздя» Juste un Clou, лежит, как объяснял его создатель, «мощное урбанистическое решение, индустриальный дизайн, который можно носить с утра и до вечера». «Гвозди» 1970-х были более массивными и быстро стали культовыми у завсегдатаев легендарного клуба Studio 54. Современные украшения Juste un Clou гораздо более изящные, подтверждающие девиз коллекции “When the Ordinary Вecomes Precious” («Когда обыденное становится драгоценным»). В них уже почти не считывается еще один заложенный Чипулло смысл — оммаж старым ремесленным техникам и ручному труду европейских мануфактур. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии
19.03.2024
Третьяковка заново открывает Николая Ульянова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+