18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умерла московский галерист Ирина Филатова

В Москве на 82-м году жизни скончалась от коронавируса Ирина Филатова, куратор одной из старейших московских галерей — «Файн Арт»

О смерти коллеги сообщила директор галереи «Файн Арт» Марина Образцова. «26 апреля 1992 года мы с ней создали Галерею Файн Арт, которая до последнего была делом жизни Ирины. Ее энтузиазм, энергия, жизнелюбие и видение искусства без преувеличения поменяли мир к лучшему, к прекрасному. На своем пути она создала более 300 кураторских проектов. Ее видение искусства совмещало в себе глубокий анализ произведений и легкое для восприятия описание», — написала Марина Образцова о своей подруге в Facebook. Многие, знавшие Ирину Филатову, не верили в ее года: ее веселый, богемный образ совсем с ними не вязался.

Старожилы московской художественной сцены помнят, как галерея, чье название сначала включало слово Moscow (потом, в связи с новым законом, принятым Юрием Лужковым, пришлось переименоваться просто в «галерею изящных искусств»), появилась на туристическом Старом Арбате, а потом переехала в зал около метро «Маяковская», на долгие годы ставший одной из самых живых арт-точек Москвы. В последнее время галерея работает на «Винзаводе».

Трудно перечислить всех художников, с которыми за 29 лет успела посотрудничать Ирина Филатова. Это десятки имен, среди которых и уже ставшие классиками художники старшего поколения: Игорь Вулох, Эдуард Гороховский, Сергей Шаблавин, Игорь Шелковский, — и те, кто начал карьеру в 1990-е, такие как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Гор Чахал, Серж Головач, и молодые, начинающие авторы.

Одной из главных звезд галереи стал живописец из Петербурга Дмитрий Шорин, и, вообще, линия современной живописи была одной из магистралей в деятельности «Файн Арт». В отличие от многих других галерей современного искусства, часто пугавших публику радикальными историями, «Файн Арт» всегда была лояльна к своим зрителям, и они отвечали ей взаимностью. Так, многие художники в частных разговорах с благодарностью отзывались об Ирине Филатовой, которая ухитрялась продавать их работы в самые тяжелые времена.

В давнишнем интервью журналу «Деньги» Ирина Филатова признавалась: «Наша галерея никогда не имела спонсоров. Мы живем только от продажи современного искусства, причем работаем не только с признанными, но и с молодыми художниками. В общем, мы больше играем в буржуазность, чем действительно являемся таковыми. В нашей деятельности вообще много игры». Сегодня ясно, что эта игра в искусство была всерьез.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+