18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Умерла московский галерист Ирина Филатова

В Москве на 82-м году жизни скончалась от коронавируса Ирина Филатова, куратор одной из старейших московских галерей — «Файн Арт»

О смерти коллеги сообщила директор галереи «Файн Арт» Марина Образцова. «26 апреля 1992 года мы с ней создали Галерею Файн Арт, которая до последнего была делом жизни Ирины. Ее энтузиазм, энергия, жизнелюбие и видение искусства без преувеличения поменяли мир к лучшему, к прекрасному. На своем пути она создала более 300 кураторских проектов. Ее видение искусства совмещало в себе глубокий анализ произведений и легкое для восприятия описание», — написала Марина Образцова о своей подруге в Facebook. Многие, знавшие Ирину Филатову, не верили в ее года: ее веселый, богемный образ совсем с ними не вязался.

Старожилы московской художественной сцены помнят, как галерея, чье название сначала включало слово Moscow (потом, в связи с новым законом, принятым Юрием Лужковым, пришлось переименоваться просто в «галерею изящных искусств»), появилась на туристическом Старом Арбате, а потом переехала в зал около метро «Маяковская», на долгие годы ставший одной из самых живых арт-точек Москвы. В последнее время галерея работает на «Винзаводе».

Трудно перечислить всех художников, с которыми за 29 лет успела посотрудничать Ирина Филатова. Это десятки имен, среди которых и уже ставшие классиками художники старшего поколения: Игорь Вулох, Эдуард Гороховский, Сергей Шаблавин, Игорь Шелковский, — и те, кто начал карьеру в 1990-е, такие как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Гор Чахал, Серж Головач, и молодые, начинающие авторы.

Одной из главных звезд галереи стал живописец из Петербурга Дмитрий Шорин, и, вообще, линия современной живописи была одной из магистралей в деятельности «Файн Арт». В отличие от многих других галерей современного искусства, часто пугавших публику радикальными историями, «Файн Арт» всегда была лояльна к своим зрителям, и они отвечали ей взаимностью. Так, многие художники в частных разговорах с благодарностью отзывались об Ирине Филатовой, которая ухитрялась продавать их работы в самые тяжелые времена.

В давнишнем интервью журналу «Деньги» Ирина Филатова признавалась: «Наша галерея никогда не имела спонсоров. Мы живем только от продажи современного искусства, причем работаем не только с признанными, но и с молодыми художниками. В общем, мы больше играем в буржуазность, чем действительно являемся таковыми. В нашей деятельности вообще много игры». Сегодня ясно, что эта игра в искусство была всерьез.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+