18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Гентскому алтарю вернут прежнее сияние

Знаменитый алтарный образ очистят от поздних записей и потемневшего лака в открытой реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств Гента. Части алтаря, над которыми в данный момент не работают реставраторы, по-прежнему доступны для осмотра в гентском соборе Святого Бавона.

Скрупулезное изучение и техникотехнологический анализ Гентского алтаря 1432 года показали, что большая часть подлинной масляной живописи Яна ван Эйка сохранилась, несмотря на многочисленные поновления и реставрации разных лет. План по удалению поздних записей уже утвержден группой международных экспертов, осталось дождаться формального одобрения от фламандских министров. В ходе исследований реставраторами были выявлены новые детали, например паутина, написанная в углу доски с изображением жены заказчика алтаря Елизаветы Борлют. Старый пожелтевший лак мешал определять размер поздних записей, которых особенно много на внешних створках алтаря, на изображениях святых, одежды донаторов, лиц и рук, а также архитектурных фонов.

Проект реставрации Гентского алтаря стоимостью €1,4 млн начался осенью 2012 года и рассчитан на пять лет. Реставрационные работы ведутся Королевским институтом культурного наследия Бельгии (KIK — IRPA), руководителем проекта Попечительский совет собора Святого Бавона в Генте, где хранится алтарный образ, назначил почетного профессора Университета Амстердама Анне ван Гревенстайн. Реставрация выполняется в открытой мастерской с панорамным остеклением в Музее изобразительных искусств Гента. Из 20 створок полиптиха восемь в настоящее время реставрируются в музее, а еще десять выставлены для обозрения в соборе, включая современную копию створки Праведные судьи, которая была украдена в 1934 году. Когда внешняя сторона будет отреставрирована, начнется работа над верхним рядом внутренних створок, за которым последует нижняя секция. Ожидается, что алтарь целиком будет представлен в соборе, как только работа будет закончена; это произойдет примерно в 2019 году. В результате реставрации может быть окончательно решен вопрос атрибуции алтаря, который приписывается братьям Хуберту и Яну ван Эйкам на основании надписи, обнаруженной 200 лет назад на раме полиптиха: она гласит, что работа над алтарным образом была начата Хубертом и закончена его братом Яном, но никаких других работ Хуберта ван Эйка не обнаружено. В красочном слое были сделаны маленькие раскрытия, через которые можно видеть оригинальную поверхность живописи, и «те участки, которые казались нам слабыми, теперь выглядят намного лучше», говорит один из реставраторов. Этот факт может послужить аргументом в пользу авторства единственного мастера, скорее всего Яна, работа которого хорошо документирована. Возможно, другие факты по атрибуции алтаря будут обнародованы на международном коллоквиуме, который состоится в Университете Гента этой осенью.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+