18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Харассменту тут не место

№86
Материал из газеты

Британские институции прекращают сотрудничество с коллекционером Энтони д’Оффе, обвиненным в харассменте

Лондонская Галерея Тейт возвращает 241 произведение искусства коллекционеру и бывшему арт-дилеру Энтони д’Оффе, поставив наконец-то точку в их долгих и непростых отношениях. Аналогичным образом поступает и Шотландская национальная галерея современного искусства. В 2018 году сразу несколько женщин обвинили д’Оффе в неподобающем поведении, после чего репутация некогда могущественного куратора и эксперта оказалась разрушенной и музеям пришлось пересмотреть свое сотрудничество с ним.

Чем знаменит д’Оффе

Энтони д’Оффе (р. 1940) — один из самых влиятельных людей в современном британском искусстве. Он начал работать как арт-дилер в конце 1960-х и за 40 лет собрал превосходную коллекцию. В 2008 году он и его супруга Анна совершили филантропическую продажу: они передали 725 произведений, в том числе Джеффа Кунса, Роберта Мэпплторпа, Герхарда Рихтера, в совместное владение двум музеям — Тейт и Национальным галереям Шотландии. Собрание д’Оффе оценивалось тогда в $163,225 млн — супруги же уступили его всего за $34,604 млн. Это был самый значительный дар Соединенному Королевству, сделанный за последние 100 лет частными лицами. Щедрость д’Оффе сравнивали с филантропическими жестами Генри Тейта и Сэмюэла Курто.

Энтони д’Оффе определил и способ показа работ из своей коллекции — в «комнатах художников», то есть каждый мастер был представлен в собственном зале. Программу назвали Artist Rooms, и д’Оффе стал ее куратором. Начиная с 2008 года он организовал 195 выставок 42 художников в Лондоне, Эдинбурге и на 90 региональных площадках. Их посетило почти 30 млн человек.

Суть конфликта

В декабре 2017 — январе 2018 года сразу три женщины обвинили Энтони д’Оффе в непристойном поведении.

Первая работала ассистенткой галериста в 1998–2000 годах, когда ей было 25–27 лет. «Он начал водить меня на встречи за пределами галереи, — вспоминала она. — Держал за руку, обнимал. Я думала, что это не совсем правильно, но не осмелилась выразить свое беспокойство». Тревога усилилась, когда д’Оффе сообщил, что хотел бы взять девушку с собой в Нью-Йорк. «Ситуация обострилась. Он стал более обидчивым, обнимал за талию, нарушал личное пространство». События достигли апогея в октябре 2000 года, когда галерист применил силу. «Он схватил меня, очень сильно прижал и начал целовать в шею. Поскольку я в это время разговаривала по телефону, то не могла кричать. Оттолкнуть его — единственное, что можно было сделать». Вскоре после этого она подписала бумаги о неразглашении и уволилась.

Другая пострадавшая познакомилась с д’Оффе, когда ей было 34 года. Его представили как возможного наставника. Он начал звонить ей домой в нерабочее время. Однажды прислал на день рождения открытку — рисунок куртизанки в шезлонге с подписью «Это напоминает мне о тебе». Он уговаривал ее сдаться и уверял, что рано или поздно так и случится, в противном же случае она закроет себе многие двери, испортив карьеру. Один раз во время телефонного разговора она услышала в трубке звук воды и поняла, что галерист находится в ванной. Его голос замедлился, дыхание стало тяжелым, как если бы человек в ванной занимался мастурбацией. «Я чувствовала себя оскорбленной: он использовал мой голос для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Мы разговаривали о немецкой живописи, и я была в шоке, когда поняла, что на самом деле происходит».

Третья женщина, работавшая в галерее д’Оффе с 1997-го по 1998-й, жаловалась на шефа еще в те годы, но ее недовольство игнорировали. Однажды в присутствии пяти или шести коллекционеров и художников д’Оффе предложил ей сесть к нему на колени и поцеловать по-французски. «Это было совершенно унизительно».

Последствия

В ответ на обвинения д’Оффе заявил, что «потрясен» и категорически «все отрицает». Тем не менее полиция начала проверку в отношении него. В апреле 2018-го 78-летний куратор вынужден был покинуть проект Artist Rooms.

Примерно через год, в апреле 2019-го, когда казалось, что никакое уголовное преследование коллекционеру уже не грозит, попечители Тейт и Национальных галерей Шотландии возобновили связи с опальным дилером, но общественное мнение было так резко настроено против него, что даже эти негласные контакты пришлось приостановить.

В сентябре 2020-го Тейт и д’Оффе выступили с совместным заявлением, в котором говорится, что обе стороны «приняли решение прекратить сотрудничество». В частности, д’Оффе будет возвращена 241 работа, находящаяся в Тейт на временном хранении (ключевые вещи Йозефа Бойса, Луиз Буржуа, Ричарда Лонга, Роберта Мэпплторпа и Энди Уорхола). В музее уберут все пояснительные таблички с именем д’Оффе.

Шотландская национальная галерея современного искусства поступает таким же образом. Их пресс-секретарь заявил, что «с господином д’Оффе достигнуто соглашение» о возвращении произведений, предоставленных для временного экспонирования. В их числе, например, фотографии Йохана Гримонпреса. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+