Наследство герцогини восстановят и превратят в центр искусств

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Чтобы собрать средства на реставрацию особняка Вест-Хорсли-Плейс в графстве Суррей, где бывали Генрих VIII и Елизавета I, нынешние владельцы пустили с молотка часть обстановки

Особняк Вест-Хорсли-Плейс. Фото: West Horsley Place
Особняк Вест-Хорсли-Плейс.
Фото: West Horsley Place

На первый взгляд длинный фасад расположенного в графстве Суррей особняка Вест-Хорсли-Плейс, выполненный из красного кирпича, кажется прочным и очень старым. На самом деле это почти декорация: стену в голландском стиле добавили в XVII веке по моде того времени к средневековому фахверковому дому и, как с ужасом обнаружили сотрудники фонда, в собственности которого сегодня находится здание, едва прикрепили ее к основной постройке. Теперь некоторые части стены оказались под угрозой обрушения. «Этот дом полон сюрпризов, и не только приятных», — говорит экс-руководитель проекта восстановления Питер Пирс.

На чердаке, предусмотрительно уставленном ведрами и пластиковыми ящиками под местами протечек, можно обнаружить древесину самых разных эпох, в том числе сохранившиеся элементы открытой стропильной конструкции, когда-то венчавшей высокий потолок двусветного средневекового зала, где бывали Генрих VIII и Елизавета I. Не исключено, что во время археологических раскопок в саду удастся обнаружить и остатки самой ранней постройки саксонского периода.

А началось все шесть лет назад, когда историк и телеведущий Бембер Гаскойн, к своему изумлению, узнал, что его 99-летняя двою­родная бабушка Мэри, герцогиня Роксбург, завещала ему дом, в котором когда-то жили ее родители и где она сама нашла убежище от светских сплетен после громкого развода. Гаскойн неоднократно навещал ее в особняке, но видел лишь четыре комнаты из имеющихся там 45-ти. В полной мере масштабы проблемы он осознал лишь после того, как впервые поднялся по лестнице из красного дерева и вошел в обитую шелковым дамастом гостиную, созданную в XVII веке, когда средневековый зал разделили на несколько частей, перекрыв величественный потолок. 

Дело в том, что сказочный домик герцогини еще и входит в список находящихся под угрозой объектов архитектурного наследия фонда «Историческая Англия».

Интерьер каминного зала в особняке Вест-Хорсли-Плейс. Фото: West Horsley Place
Интерьер каминного зала в особняке Вест-Хорсли-Плейс.
Фото: West Horsley Place

В вестибюле на многочисленных подпорках держится дошедший до наших дней фрагмент тюдоровского потолка с лепниной, один из самых старых в стране. На нем можно увидеть фамильные гербы сэра Энтони Брауна, который получил это поместье в дар от Генриха VIII в 1547 году, и его красавицы жены — леди Элизабет Фицджеральд, выданной замуж в подростковом возрасте.

По словам адвокатов, покойная герцогиня рассчитывала, что наследник продаст дом. Однако историк и его жена керамистка Кристина Гаскойн рассказывают: «Мы оба чувствовали, что не можем не попытаться сохранить его». Они выбрали самые дорогостоящие предметы из числа хранившихся в доме и выставили их на торги Sotheby’s, что позволило выручить £4 млн — вдвое больше эстимейта. В 2015 году Гаскойны передали и выручку, и само здание, получившее статус объекта культурно-исторического наследия I категории, и многочисленные надворные постройки, также вошедшие в список охраняемого наследия, в собственность учрежденного ими Фонда Мэри Роксбург. Сегодня он носит название Фонда Вест-Хорсли-Плейса и занимается преобразованием дома и прилегающей территории в центр искусств, ремесел и музыки.

Усадьба сейчас закрыта на реставрацию, хотя в последние годы ее содержание практически полностью окупалось за счет мероприятий, экскурсий и киносъемок в особняке, покоряющем кинематографистов своей потрепанной красотой (например, авторов комедийного сериала ВВС «Призраки» о молодой паре, получившей в наследство полуразрушенное поместье). В 2017 году оперная компания Grange Park Opera построила неподалеку эффектный круглый концертный зал, скрывающийся за огороженным фруктовым садом.

Питер Пирс, передавший в сентябре должность руководителя проекта своему однофамильцу Бену Пирсу, говорит, что главное сейчас — не пытаться отреставрировать дом до музейного уровня, а привести его в состояние, которое позволит как можно скорее начать безопасную эксплуатацию. Пока же новая проводка и канализация со сверкающими туалетами соседствуют здесь с тюдоровскими каминами и стеклянными панелями, под которыми видны 500-летние деревянные балки и штукатурка, осыпающаяся с дранки.

Ожидается, что экскурсии возобновятся в следующем году и особняк станет частью жизни местного сообщества. «У этого дома особый дух, это очень спокойное и гостеприимное место, — рассказывает Питер Пирс. — У него есть миссия в современном мире, где повсеместно распространены аутизм, одиночество, социальная изоляция и посттравматическое стрессовое расстройство». 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+