Еврейский музей и центр толерантности подготовил онлайн-игру к выставке «Дом для машин»

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Каждый, кто примет участие в игре-конструкторе, сможет построить пять знаменитых московских гаражей и почувствовать себя архитектором-авангардистом

Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 г. Фото: Аркадий Шайхет/Мультимедиа Арт Музей
Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 г.
Фото: Аркадий Шайхет/Мультимедиа Арт Музей

Сегодня, когда паркинги для машин стали чем-то в высшей степени функциональным и безликим, обычно спрятанным под землю, трудно представить себе романтический ореол, которым были окружены автомобили и здания для них в первой трети XX века. Машины тогда считались безусловной роскошью. Их собирали вручную, у них была дорогая отделка (кожа, редкие породы дерева), на их капотах красовались серебряные статуэтки, как, например, скульптурка «Дух экстаза» на Rolls-Royce Silver Ghost 1914, на котором ездил Ленин.

Один из кураторов приостановившей свою работу из-за карантина выставки «Дом для машин» Ольга Шурыгина прицельно много лет занимается гаражной темой. В 2019 году в издательстве Gorkyclassic вышла ее книга «Гаражи Петербурга 1900–1910-х годов. История и архитектура». Нынешний проект продолжает начатое в Петербурге исследование, но уже на московском материале и с хронологическим сдвигом на 1920–1930-е годы. Центр гаражного строительства после революции переместился в новую столицу: сюда переехало советское правительство, имевшее потребности и средства для приобретения самого передового на тот момент транспорта.

Константин Мельников, Валерий Курочкин. Гараж Госплана. 1936. Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Константин Мельников, Валерий Курочкин. Гараж Госплана. 1936.
Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева

Лучшие гаражи первых послереволюционных десятилетий спроектированы как храмы: просторные, светлые, с продуманной логикой въезда и выезда, насколько возможно, с безопорно перекрытыми пространствами и большим остеклением фасадов. Фантазию зодчих подстегивало и то, что на гаражи не было ГОСТов. Ведущим архитектором данного направления считался Константин Мельников. Проект рассказывает также о Максиме Минкусе (1905–1963) — авторе, помимо прочего, гаража ЦИК СССР, и о Льве Давидовиче, в будущем докторе технических наук и профессоре, авторе книги «Проектирование гаражей» (1956), который в 1930-е возглавлял гаражный сектор в институте Гипроавтотранс и приложил руку к созданию практически всех гаражей своего времени и разработке стандартов их строительства.

«Дом для машин» рассматривает все возможные повороты выбранного сюжета: проекты гаражей 1900–1930-х годов, автомобили того периода, документы заядлых автолюбителей, например Владимира Маяковского (первого частного владельца авто в СССР), Лили Брик (первой женщины, освоившей вождение), Виктора Шкловского (писатель и киновед так любил все связанное с автомобилем, что даже печатал фельетоны в журнале «За рулем»).

Несмотря на то что выставка сейчас не работает, к ней Еврейский музей и центр толерантности подготовил обширную публичную программу, которая продолжается в онлайн-формате. В скором времени музей обещает запустить онлайн-экскурсии и аудиогид. А пока можно принять участие в игре-конструкторе, которая поможет определить, кто вы — архитектор-авангардист или поэт.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+