18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей и центр толерантности подготовил онлайн-игру к выставке «Дом для машин»

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Каждый, кто примет участие в игре-конструкторе, сможет построить пять знаменитых московских гаражей и почувствовать себя архитектором-авангардистом

Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 г. Фото: Аркадий Шайхет/Мультимедиа Арт Музей
Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра. 1935 г.
Фото: Аркадий Шайхет/Мультимедиа Арт Музей

Сегодня, когда паркинги для машин стали чем-то в высшей степени функциональным и безликим, обычно спрятанным под землю, трудно представить себе романтический ореол, которым были окружены автомобили и здания для них в первой трети XX века. Машины тогда считались безусловной роскошью. Их собирали вручную, у них была дорогая отделка (кожа, редкие породы дерева), на их капотах красовались серебряные статуэтки, как, например, скульптурка «Дух экстаза» на Rolls-Royce Silver Ghost 1914, на котором ездил Ленин.

Один из кураторов приостановившей свою работу из-за карантина выставки «Дом для машин» Ольга Шурыгина прицельно много лет занимается гаражной темой. В 2019 году в издательстве Gorkyclassic вышла ее книга «Гаражи Петербурга 1900–1910-х годов. История и архитектура». Нынешний проект продолжает начатое в Петербурге исследование, но уже на московском материале и с хронологическим сдвигом на 1920–1930-е годы. Центр гаражного строительства после революции переместился в новую столицу: сюда переехало советское правительство, имевшее потребности и средства для приобретения самого передового на тот момент транспорта.

Константин Мельников, Валерий Курочкин. Гараж Госплана. 1936. Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Константин Мельников, Валерий Курочкин. Гараж Госплана. 1936.
Фото: Музей архитектуры им. А.В.Щусева

Лучшие гаражи первых послереволюционных десятилетий спроектированы как храмы: просторные, светлые, с продуманной логикой въезда и выезда, насколько возможно, с безопорно перекрытыми пространствами и большим остеклением фасадов. Фантазию зодчих подстегивало и то, что на гаражи не было ГОСТов. Ведущим архитектором данного направления считался Константин Мельников. Проект рассказывает также о Максиме Минкусе (1905–1963) — авторе, помимо прочего, гаража ЦИК СССР, и о Льве Давидовиче, в будущем докторе технических наук и профессоре, авторе книги «Проектирование гаражей» (1956), который в 1930-е возглавлял гаражный сектор в институте Гипроавтотранс и приложил руку к созданию практически всех гаражей своего времени и разработке стандартов их строительства.

«Дом для машин» рассматривает все возможные повороты выбранного сюжета: проекты гаражей 1900–1930-х годов, автомобили того периода, документы заядлых автолюбителей, например Владимира Маяковского (первого частного владельца авто в СССР), Лили Брик (первой женщины, освоившей вождение), Виктора Шкловского (писатель и киновед так любил все связанное с автомобилем, что даже печатал фельетоны в журнале «За рулем»).

Несмотря на то что выставка сейчас не работает, к ней Еврейский музей и центр толерантности подготовил обширную публичную программу, которая продолжается в онлайн-формате. В скором времени музей обещает запустить онлайн-экскурсии и аудиогид. А пока можно принять участие в игре-конструкторе, которая поможет определить, кто вы — архитектор-авангардист или поэт.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+