18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн

«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс

Изображающая Марию Магдалину картина, недавно атрибутированная Джан Джакомо Капротти да Орено, соавтору Леонардо да Винчи, также известному как Салаи, была продана на торгах парижского аукционного дома Artcurial за рекордные для художника €1,7 млн ($2 млн с комиссией) при эстимейте €100–150 тыс. Ранее выполненную маслом на доске работу, созданную между 1515 и 1520 годами, приписывали кисти Джампетрино. Ее купил американский коллекционер, одержавший победу в ожесточенной борьбе в формате телефонных ставок.

Салаи был бедным ребенком из рабочей семьи и, как известно из дневников да Винчи, поступил в мастерскую знаменитого художника в возрасте всего десяти лет, когда Леонардо было уже под 40. Судя по всему, кудрявый красавец Салаи в равной степени раздражал и очаровывал да Винчи: в своих дневниках тот писал, что молодой художник «вор, лжец, упрямец и обжора». Так и появилось прозвище «Салаи», что переводится как «дьяволенок».

Но да Винчи прощал его прегрешения, и Салаи провел с ним более 25 лет до самой смерти Леонардо в 1519 году, выполняя роль финансового управляющего, модели (считается, что именно он изображен на картине «Иоанн Креститель»), агента и компаньона во всех поездках. Кроме того, Салаи продолжал заниматься живописью и в 1515 году начал преподавать в мастерской. Именно Салаи Леонардо оставил «Мону Лизу».

На сегодняшний день известны всего четыре или пять картин Салаи, а авторство проданной на аукционе установила искусствовед Кристина Геддо из Милана.

Французский специалист по творчеству старых мастеров и консультант Artcurial Эрик Тюркен рассказал агентству France-Presse: «Эта картина — по-настоящему неожиданное открытие. Ее владелец, которому она досталась за весьма скромную сумму, передал нам ее на продажу <…> без атрибуции». Тюркен добавляет: «Мы нашли отпечатки пальцев: художник прижал свой большой палец к свежей краске, что характерно для техники Леонардо и Салаи».

В видеоролике аукционного дома Геддо рассказывает, что ей удалось сделать это открытие благодаря картине Салаи «Голова Христа Спасителя» с подписью «Салаи» и датировкой — 1511 год, недавно переданной в коллекцию Амброзианской пинакотеки в Милане. «Это единственная его подписанная работа, появившаяся за последние 500 лет, — говорит Геддо. — Лицо Христа из Амброзианы позволяет провести точные параллели благодаря невероятному сходству и соответствующим элементам… лиц этой Марии Магдалины и миланского Христа».

Геддо добавляет, что техника, в которой создана картина, «чрезвычайно близка к технике мастера… что редко встречается у других его учеников — леонардесков». Она приводит в пример то, как Салаи не только использует характерное сфумато Леонардо, но и наносит множество тонких слоев разбавленной краски один на другой, создавая утонченный эффект «постепенного перехода от света к тени, невероятно близкий к технике Леонардо».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+