18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн

«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс

Изображающая Марию Магдалину картина, недавно атрибутированная Джан Джакомо Капротти да Орено, соавтору Леонардо да Винчи, также известному как Салаи, была продана на торгах парижского аукционного дома Artcurial за рекордные для художника €1,7 млн ($2 млн с комиссией) при эстимейте €100–150 тыс. Ранее выполненную маслом на доске работу, созданную между 1515 и 1520 годами, приписывали кисти Джампетрино. Ее купил американский коллекционер, одержавший победу в ожесточенной борьбе в формате телефонных ставок.

Салаи был бедным ребенком из рабочей семьи и, как известно из дневников да Винчи, поступил в мастерскую знаменитого художника в возрасте всего десяти лет, когда Леонардо было уже под 40. Судя по всему, кудрявый красавец Салаи в равной степени раздражал и очаровывал да Винчи: в своих дневниках тот писал, что молодой художник «вор, лжец, упрямец и обжора». Так и появилось прозвище «Салаи», что переводится как «дьяволенок».

Но да Винчи прощал его прегрешения, и Салаи провел с ним более 25 лет до самой смерти Леонардо в 1519 году, выполняя роль финансового управляющего, модели (считается, что именно он изображен на картине «Иоанн Креститель»), агента и компаньона во всех поездках. Кроме того, Салаи продолжал заниматься живописью и в 1515 году начал преподавать в мастерской. Именно Салаи Леонардо оставил «Мону Лизу».

На сегодняшний день известны всего четыре или пять картин Салаи, а авторство проданной на аукционе установила искусствовед Кристина Геддо из Милана.

Французский специалист по творчеству старых мастеров и консультант Artcurial Эрик Тюркен рассказал агентству France-Presse: «Эта картина — по-настоящему неожиданное открытие. Ее владелец, которому она досталась за весьма скромную сумму, передал нам ее на продажу <…> без атрибуции». Тюркен добавляет: «Мы нашли отпечатки пальцев: художник прижал свой большой палец к свежей краске, что характерно для техники Леонардо и Салаи».

В видеоролике аукционного дома Геддо рассказывает, что ей удалось сделать это открытие благодаря картине Салаи «Голова Христа Спасителя» с подписью «Салаи» и датировкой — 1511 год, недавно переданной в коллекцию Амброзианской пинакотеки в Милане. «Это единственная его подписанная работа, появившаяся за последние 500 лет, — говорит Геддо. — Лицо Христа из Амброзианы позволяет провести точные параллели благодаря невероятному сходству и соответствующим элементам… лиц этой Марии Магдалины и миланского Христа».

Геддо добавляет, что техника, в которой создана картина, «чрезвычайно близка к технике мастера… что редко встречается у других его учеников — леонардесков». Она приводит в пример то, как Салаи не только использует характерное сфумато Леонардо, но и наносит множество тонких слоев разбавленной краски один на другой, создавая утонченный эффект «постепенного перехода от света к тени, невероятно близкий к технике Леонардо».

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+