18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галерея Тейт отстранила от работы куратора, раскритиковавшего решение отложить выставку Филипа Гастона

Марка Годфри наказали за несогласие с переносом выставки неоэкспрессиониста Филипа Гастона, которая, по мнению руководства Тейт, могла оскорбить публику

Как сообщают источники, близкие к музею, руководство Тейт приняло решение подвергнуть дисциплинарному взысканию Марка Годфри, старшего куратора зарубежного искусства, который осудил перенос большой выставки «Филип Гастон. Сейчас», включающей около 130 картин и 70 рисунков из 40 государственных и частных коллекций.

«Если вы работаете в Тейт, вы обязаны неуклонно придерживаться „партийной“ линии», — говорит один из источников. «Инакомыслие практически не допускается, а управленческий стиль приобретает все более авторитарный характер», — рассказал другой источник, попросивший не называть его имени из опасений возможных негативных последствий.

В конце сентября институции, собиравшиеся в этом и следующем году принять выставку неоэкспрессиониста Филипа Гастона (1913–1980): лондонская Тейт, Национальная художественная галерея в Вашингтоне и музеи изящных искусств Бостона и Хьюстона, — опубликовали совместное заявление, в котором объявили о решении отложить показ в связи с «подъемом движения против расовой дискриминации в США» после смерти Джорджа Флойда «до времени, когда мы почувствуем, что проповедь против социальной и расовой дискриминации, стоящая в самом центре творчества Гастона, воспринимается более однозначно». Их опасения связаны с тем, что кого-нибудь из посетителей выставки могут оскорбить «мультяшные» изображения куклуксклановцев, встречающиеся в ряде произведений художника.

Четыре дня спустя Марк Годфри опубликовал в своем аккаунте в Instagram большое заявление, где назвал это решение «крайне патерналистским по отношению к публике, которая воспринимается как заведомо неспособная оценить тон и политический посыл творчества Гастона». Художника, по мнению Годфри, «ужасал правый поворот в политической жизни Америки; он хотел рассуждать о теориях превосходства белых; о том, как зло прячется под капюшонами и как зло способно преуспеть благодаря своей банальности. И в то же время он чувствовал, что вынужден представлять под этим капюшоном самого себя. Он задавался вопросом, можно ли в Америке быть белым и при этом остаться незапятнанным этими силами».

Кроме того, Годфри высказал сомнения в том, что перенос выставки позволит кураторам представить творчество Гастона в более широком контексте. «Четыре года назад, начиная кураторскую работу над проектом „Филип Гастон. Сейчас“, мы все уже чувствовали, что к произведениям с ку-клукс-кланом нужно найти новый подход. Это означало в первую очередь включение в каталог новых голосов и точек зрения», — написал куратор, подразумевая в том числе тексты афроамериканских художников Трентона Дойла Ханкока и Гленна Лайгона.

И Тейт, и Марк Годфри отказались от комментариев.

По словам источников, ожидается, что через некоторое время после отстранения Годфри вернется к работе в той же должности.

Роберт Сторр, профессор живописи в Йельской школе искусств и автор недавно опубликованной монографии о Филипе Гастоне, считает, что этот конфликт создает опасный прецедент. «Музеи — это площадки, на которых люди собираются вместе, чтобы обсуждать разные идеи, соглашаясь или не соглашаясь друг с другом. Если музей Тейт не способен на это даже на внутреннем уровне, то вся концепция разваливается», — уверен он.

«Марк Годфри проявил неподдельную смелость и принципиальность, открыто высказавшись о бардаке, случившемся в Вашингтоне из-за директора музея, которая не разобралась ни в одном из вставших перед ней вопросов. Его статья в каталоге Гастона — потрясающий, тонкий вклад в эту исследовательскую сферу. Он глубже всех проникает в еврейскую идентичность Гастона. Это знаковая работа», — говорит Сторр. «Чтобы выпутаться из неразберихи, в которой музей оказался, Тейт понадобятся кураторы уровня Годфри», — полагает искусствовед. Он убежден, что таких людей музею нужно привлекать, а не подвергать их остракизму.

Что же касается выставки Гастона, то Сторр опасается, что из-за скандала вокруг переноса она может вообще не состояться. «Она уже запятнана; не исключено, что она обречена. Коллекционеры могут не захотеть давать работы на выставку, которая уже стала скандальной после того, как некоторые из картин подверглись нападкам музейного руководства. Кураторам может быть трудно получить нужные произведения, а измененный состав экспозиции может ввести публику в заблуждение».

Тем не менее два дня назад представительница Национальной художественной галереи в Вашингтоне заявила New York Times, что выставка Филипа Гастона состоится в 2022–2023 году, а не в 2024-м, как сообщалось ранее.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+