Победитель конкурса «Премия Джамиль» Айше Эге: «Стамбул — это всегда женщина, которая живет и чувствует»

В Новом Манеже с завтрашнего дня открывается для публики выставка победителей и финалистов британского международного конкурса искусства и дизайна «Премия Джамиль», третьего по счету. Идея премии возникла после реконструкции зала исламского искусства Музея Виктории и Альберта в 2006 году как способ установления культурного диалога между Западом и Востоком в широком смысле. В Новом Манеже представят более 20 работ, созданных художниками и дизайнерами из Азербайджана, Индии, Ливана, Марокко, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Франции. Мы поговорили с победителями конкурса этого года — модельерами и основателями марки одежды Dice Kayek сестрами Эдже и Айше Эге. На выставке будут представлены три их работы — платья (на фотографии слева направо) «Кафтан», «Айя-София» и «Купол-I».

Не могли бы вы подробнее рассказать о концепции вашей серии «Контрасты Стамбула»?

Эдже Эге: Основной идеей для нас стало культурное и архитектурное наследие Стамбула; это богатый культурами разных цивилизаций город. Когда ты живешь там, вдохновляет все вокруг, в особенности архитектура: как здания современного города, так и древние дворцы, музеи, мечети и церкви.

Айше Эге: «Контрасты Стамбула» — это коллекция из 22 предметов одежды, каждый из которых представляет один из символов Стамбула, какое-либо конкретное место или атрибут города.

Эдже Эге: Платье «Айя-София», которое будет показано на выставке, посвящено знаменитому одноименному собору. Сейчас это музей, однако это был крупнейший христианский храм, а позднее мечеть. Внутри можно увидеть великолепные византийские мозаики, а в алтарном своде сохранилось мозаичное изображение архангела Гавриила. Так вот наша работа повторяет его плащ.

Айше Эге: Мы использовали около 6620 дутых стеклянных бусин XIX века, которые нашли в одном парижском антикварном магазине; ими вручную расшито платье.

Эдже Эге: Купол — самая распространенная архитектурная форма в мечетях Стамбула, и эта конструкция и объем подтолкнули меня к созданию платья из белой египетской органди (прозрачная хлопчатобумажная ткань. — TANR). В нем присутствует архитектурный момент в жесткой структуре кринолина и круглящейся форме рукавов. «Купол-III» из этой же серии (его на выставке не будет) построен на контрасте круглой, очень женственной формы мечети и мужественного вертикального минарета — в Стамбуле все контрастно, но сосуществует в гармонии.

Айше Эге: Для «Кафтана» мы взяли за образец настоящий кафтан султана Сулеймана Великолепного, хранящийся во дворце Топкапы.

Эдже Эге: Он очень простой. Обычно кафтаны обильно украшены мехом, вышивкой и так далее, но этот, который носил один из величайших правителей Османской империи, настолько чистый по форме, что его можно было бы надеть сегодня, если бы это было возможно: он очень современный. Таким образом, мы взяли новаторскую идею этого символического предмета одежды и создали свой «Кафтан».

Внутри всех платьев скрывается архитектурная структура, каркас. Ткань не держит форму, она текучая, к тому же существует гравитация. Создание платьев на самом деле во многом было инженерным процессом.

Вы воспринимаете свои работы в большей степени как искусство или как моду?

Эдже Эге: Это совсем не мода, наоборот, это художественный и инженерный процесс. Это вневременные вещи: их можно надеть, но они для этого не предназначены. Они созданы для того, чтобы на них смотреть и думать, проводить параллели с городом.

Айше Эге: Многие назвали это «носимым искусством», несмотря на то что носить его нельзя.

Большинство предметов вашей коллекции — платья, наверное самый женственный предмет одежды. Почему вы выбрали его для презентации Стамбула?

Айше Эге: Стамбул — абсолютно женский город, его всегда называют «она». Когда ты говоришь «Стамбул», это всегда женщина, которая живет и чувствует.

Что для вас значит получение премии «Джамиль»?

Эдже Эге: Это суперпрестижная премия, особенно для модного дизайнера. Когда сравниваешь моду и искусство, искусство неизменно оказывается выше. Мне не нравится мода. Я ее делаю, это моя работа, но это «быстрая мода»: производство, доставка, потом ты это надеваешь, потом выбрасываешь, и по новой. Это безумие. Мода, особенно в XXI веке, не воодушевляет на то, чтобы творить, быть изобретательным, делать что-то и носить что-то абсолютно новое, уникальное. Все очень друг на друга похоже. Ты не можешь производить то, чего ты желаешь, а в этих произведениях можешь. Премия «Джамиль» придает нам смелости и уверенности, чтобы продолжать создавать искусство, не только платья. Возможно, мы будем заниматься другими вещами в рамках современного искусства, которое я очень люблю. Оно становится все более и более волнующим и занимает все более серьезное место в мире. Несмотря на экономический кризис, у него есть своя ниша.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+