18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Центр Помпиду чтит память основателя фовизма большой выставкой

№85
Материал из газеты

Предыдущая экспозиция такого масштаба состоялась полвека назад в Гран-пале

Выставка к 150-летию со дня рождения Анри Матисса (1869–1954) — не просто повод, а обязанность одного из главных музеев современного искусства. Нынешняя экспозиция собрала около 130 произведений из Центра Помпиду, Музея Матисса в Ницце, музеев Гренобля и Като-Камбрези, малой родины художника, а также из частных коллекций. 

Проект назван по сборнику эссе Луи Арагона «Анри Матисс. Роман» (1971). В одном из текстов Арагон приводит слова Матисса, сказанные им в 1942 году: «Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык». Количество таких знаков у Матисса велико, но главный — цвет, который он сделал формой. После него понятие «декоративность» перестало быть ругательством.

Экспозиция состоит из девяти глав и показывает всю 60-летнюю карьеру Матисса, который чем только не занимался: живописью, рисунком, скульптурой, книжной иллюстрацией, декупажом, монументальным искусством, сценографией. Еще он сочинял тексты, в частности для знаменитой книги «Джаз» (1947), где были воспроизведены композиции, созданные художником из раскрашенных гуашью бумажных «выкроек». Впрочем, роман с литературой начался у Матисса на 15 лет раньше, когда он по заказу Альбера Скира полностью подготовил к изданию «Стихотворения Стефана Малларме» — начиная с подбора текстов и создания иллюстраций, в данном случае в технике офорта, до выбора шрифтов и дизайнирования макета.

Парижская выставка построена на диалогах визуальных образов и текстов о творчестве художника. Помимо Луи Арагона и самого Матисса, в числе авторов — Клемент Гринберг, Жорж Дютюи, Доминик Фуркад. Кстати, Гринбергу принадлежит определение «живопись цветового поля». Оно было придумано применительно к Марку Ротко и другим абстракционистам, испытавшим влияние Матисса.

Из лучших на выставке будут показаны «Девушка с черной кошкой» («Портрет Маргариты») (1910), «Интерьер с баклажанами» (1911), «Белая и розовая головы» (1914), «Нимфа в лесу» (1935–1942). Эмблемой проекта стала картина «Румынская блуза» (1940) — декоративный Матисс, узнаваемый как его автограф.

Центр Помпиду
Матисс, роман
21 октября 2020 – 22 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+