18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Центр Помпиду чтит память основателя фовизма большой выставкой

№85
Материал из газеты

Предыдущая экспозиция такого масштаба состоялась полвека назад в Гран-пале

Выставка к 150-летию со дня рождения Анри Матисса (1869–1954) — не просто повод, а обязанность одного из главных музеев современного искусства. Нынешняя экспозиция собрала около 130 произведений из Центра Помпиду, Музея Матисса в Ницце, музеев Гренобля и Като-Камбрези, малой родины художника, а также из частных коллекций. 

Проект назван по сборнику эссе Луи Арагона «Анри Матисс. Роман» (1971). В одном из текстов Арагон приводит слова Матисса, сказанные им в 1942 году: «Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык». Количество таких знаков у Матисса велико, но главный — цвет, который он сделал формой. После него понятие «декоративность» перестало быть ругательством.

Экспозиция состоит из девяти глав и показывает всю 60-летнюю карьеру Матисса, который чем только не занимался: живописью, рисунком, скульптурой, книжной иллюстрацией, декупажом, монументальным искусством, сценографией. Еще он сочинял тексты, в частности для знаменитой книги «Джаз» (1947), где были воспроизведены композиции, созданные художником из раскрашенных гуашью бумажных «выкроек». Впрочем, роман с литературой начался у Матисса на 15 лет раньше, когда он по заказу Альбера Скира полностью подготовил к изданию «Стихотворения Стефана Малларме» — начиная с подбора текстов и создания иллюстраций, в данном случае в технике офорта, до выбора шрифтов и дизайнирования макета.

Парижская выставка построена на диалогах визуальных образов и текстов о творчестве художника. Помимо Луи Арагона и самого Матисса, в числе авторов — Клемент Гринберг, Жорж Дютюи, Доминик Фуркад. Кстати, Гринбергу принадлежит определение «живопись цветового поля». Оно было придумано применительно к Марку Ротко и другим абстракционистам, испытавшим влияние Матисса.

Из лучших на выставке будут показаны «Девушка с черной кошкой» («Портрет Маргариты») (1910), «Интерьер с баклажанами» (1911), «Белая и розовая головы» (1914), «Нимфа в лесу» (1935–1942). Эмблемой проекта стала картина «Румынская блуза» (1940) — декоративный Матисс, узнаваемый как его автограф.

Центр Помпиду
Матисс, роман
21 октября 2020 – 22 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+