18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Центр Курехина показывает звезд медиаарта

В Центре Курехина открывается выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов»

Впервые в одном пространстве представлены экспонаты, рассказывающие историю зарождения и развития мультимедиаискусства Северной столицы от докомпьютерных времен до эпохи тотального интернета. Организатор выставки — Санкт-Петербургская Новая академия при поддержке городского комитета по культуре и в сотрудничестве с Центром современного искусства имени Сергея Курехина.

Как рассказала Анастасия Курехина, художественный руководитель ЦСИ, выставку давно ждали, особенно студенты, изучающие современное искусство, — теперь они смогут своими глазами увидеть легендарные арт-объекты, а выставочный каталог станет настоящим учебником по истории развития медиаарта в России.

«Эта выставка — эпохальная исследовательская работа, которую проделала известный петербургский художник Ольга Тобрелутс, — говорит Анастасия Курехина. — Она собрала и привезла в Петербург арт-объекты из разных городов России и из других стран, даже работы — предвестники медиаискусства, в том числе абстракции, начиная с первых лет 1980-х годов, а некоторые из этих экспонатов были созданы еще в конце 1970-х. Считается, что это искусство молодое, но в нем уже определились художественные принципы, направления и взгляды. Исторические и технологические процессы с каждым годом ускоряются, и иногда сложно понять, что стоит сохранять, а что нет, но уже точно не требуется ждать 200 лет, чтобы подтвердить значимость художника и его творчества. И самое интересное — проследить истоки развития современного искусства. Ольга Тобрелутс очень четко представляет их».

Предметы на выставке собраны в единую экспозицию по хронологическому принципу и систематизированы по направлениям, детально представляя весь процесс перехода от аналоговых носителей к цифровым, от параллельного кино режиссеров андерграунда до веб-арта и экспериментов с медийными пространствами первых лет XXI века.

Ленинград середины 1980-х — начала 1990-х стал местом рождения мощного независимого, «параллельного» кино, здесь возникли и развивались самые авангардные художественные направления. Имена тех художников и названия групп уже стали классикой российского современного искусства. Это и созданная в 1982 году лидером ленинградского художественного андерграунда Тимуром Новиковым группа «Новые художники», и участники движения «Некрореализм», групп «Инженеры искусства», «Новые дикие», «Речники», «Новые тупые», АХЕ и многих других. Это были времена, когда сторонники «новых» становились художниками Ленинградского рок-клуба, участвовали в публичных выступлениях оркестра Сергея Курехина «Поп-механика», когда работы Тимура Новикова и Олега Котельникова отправлялись в США к Энди Уорхолу, а он в ответ слал в подарок неизвестным ленинградским художникам свои работы.

На выставке в ЦСИ имени Курехина представлены произведения пионеров медиаарта — фильмы, коллажи и инсталляции Людмилы Беловой, Владимира Захарова, Беллы Матвеевой, Константина Митенева, Тимура Новикова, Дмитрия Пиликина, Ольги Тобрелутс, Сергея Шутова и многих других. Здесь можно проследить, как с массовым распространением компьютеров и доступного интернета, еще не превратившегося в коммерческое пространство, менялись физические и ментальные границы мира и сознания; как ленинградские художники становились первооткрывателями территорий и направлений; как изменялись приемы и методы работы от аналоговых к компьютерным — от вырезанных и смонтированных вручную аппликационных коллажей «Инженеров искусства» до первых компьютерных анимаций Тимура Новикова и Сергея Шутова, музыкальных клипов Андрюса Венцловы и «Новых композиторов».

Центр современного искусства им. Сергея Курехина
История развития мультимедиа искусства Ленинграда — Санкт-Петербурга 1985–2000 годов
22 октября — 22 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+