Галереи нового поколения делают ставку на иммерсивное искусство

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

Проект Superblue рассчитан на молодых людей, которым важен разнообразный опыт, а приобретение вещей не имеет прежнего символического значения

Экспозиция в галерее Superblue. Фото: The Sainsbury Gallery/The Victoria and Albert Museum
Экспозиция в галерее Superblue.
Фото: The Sainsbury Gallery/The Victoria and Albert Museum

Открытие летом 2020 года Superblue — огромной галереи, которая зарабатывает не на торговле произведениями, а на продаже билетов на экспозицию, — важная веха в истории арт-рынка. План создателей Superblue Марка Глимчера, по совместительству исполнительного директора и сына основателя галерейного гиганта Pace, и Молли Дент-Броклхерст, бывшего президента лондонского отделения Pace, заключается в том, чтобы заказывать художникам новые работы и делить с ними прибыль от продажи билетов.

Еще до пандемии COVID-19 арт-рынок столкнулся с новой внешней угрозой — постепенным уходом от культуры обладания. Понятие «поколение арендаторов» изначально применялось к молодежи, которая не может позволить себе собственное жилье, машину или бизнес. Но со временем его значение расширилось до определения ментальности «миллениалов» в целом, в том числе более обеспеченных их представителей. Для возрастной группы от 22 до 38 лет, как и для идущего вслед за ней поколения Z, приобретение вещей попросту не имеет прежнего символического значения. Теперь накопительство полностью сосредоточено на разнообразном опыте, лайках и количестве подписчиков в Instagram.

Именно эти люди станут верной — и потенциально огромной — аудиторией Superblue. Первым в планируемом ряду ее центров основанного на опыте искусства станет индустриальное здание площадью 4,7 тыс. кв. м в Майами, которое заработает уже в декабре. В будущем галеристы собираются открыть подобные площадки в других городах США, а также в Европе и Азии.

На данном этапе создается впечатление, что в Майами организаторы собираются взять от музейного блокбастера или художественной ярмарки их развлекательную сторону, одновременно снизив смущающий порог входа в мир искусства. И хотя их аудитория гораздо шире подмножества людей, которые могут позволить себе покупать картины, назвать это массмаркетом все равно трудно: на мой взгляд, $35 на человека — это довольно много для опыта, не включающего в себя еду. Superblue сохраняет и определенные черты престижного досуга.

Остается одна очевидная проблема: скопления людей практически табуированы в мире COVID-19. Дент-Броклхерст объясняет: «Мы не футбольный стадион и не театр, нам не нужно набивать в залы как можно больше людей. Некоторые из произведений в любом случае рассчитаны на единовременное присутствие очень небольшого количества зрителей, так что нам даже не придется вводить дополнительные ограничения. Все равно экспириенс в малых группах сейчас представляется наиболее актуальным форматом». Развлекательный и подходящий для Instagram опыт — вот чего нам всем не хватало в период «локдауна». Поверхностно? Быть может. Супер? Вне всяких сомнений.   

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+