Галереи нового поколения делают ставку на иммерсивное искусство

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

Проект Superblue рассчитан на молодых людей, которым важен разнообразный опыт, а приобретение вещей не имеет прежнего символического значения

Экспозиция в галерее Superblue. Фото: The Sainsbury Gallery/The Victoria and Albert Museum
Экспозиция в галерее Superblue.
Фото: The Sainsbury Gallery/The Victoria and Albert Museum

Открытие летом 2020 года Superblue — огромной галереи, которая зарабатывает не на торговле произведениями, а на продаже билетов на экспозицию, — важная веха в истории арт-рынка. План создателей Superblue Марка Глимчера, по совместительству исполнительного директора и сына основателя галерейного гиганта Pace, и Молли Дент-Броклхерст, бывшего президента лондонского отделения Pace, заключается в том, чтобы заказывать художникам новые работы и делить с ними прибыль от продажи билетов.

Еще до пандемии COVID-19 арт-рынок столкнулся с новой внешней угрозой — постепенным уходом от культуры обладания. Понятие «поколение арендаторов» изначально применялось к молодежи, которая не может позволить себе собственное жилье, машину или бизнес. Но со временем его значение расширилось до определения ментальности «миллениалов» в целом, в том числе более обеспеченных их представителей. Для возрастной группы от 22 до 38 лет, как и для идущего вслед за ней поколения Z, приобретение вещей попросту не имеет прежнего символического значения. Теперь накопительство полностью сосредоточено на разнообразном опыте, лайках и количестве подписчиков в Instagram.

Именно эти люди станут верной — и потенциально огромной — аудиторией Superblue. Первым в планируемом ряду ее центров основанного на опыте искусства станет индустриальное здание площадью 4,7 тыс. кв. м в Майами, которое заработает уже в декабре. В будущем галеристы собираются открыть подобные площадки в других городах США, а также в Европе и Азии.

На данном этапе создается впечатление, что в Майами организаторы собираются взять от музейного блокбастера или художественной ярмарки их развлекательную сторону, одновременно снизив смущающий порог входа в мир искусства. И хотя их аудитория гораздо шире подмножества людей, которые могут позволить себе покупать картины, назвать это массмаркетом все равно трудно: на мой взгляд, $35 на человека — это довольно много для опыта, не включающего в себя еду. Superblue сохраняет и определенные черты престижного досуга.

Остается одна очевидная проблема: скопления людей практически табуированы в мире COVID-19. Дент-Броклхерст объясняет: «Мы не футбольный стадион и не театр, нам не нужно набивать в залы как можно больше людей. Некоторые из произведений в любом случае рассчитаны на единовременное присутствие очень небольшого количества зрителей, так что нам даже не придется вводить дополнительные ограничения. Все равно экспириенс в малых группах сейчас представляется наиболее актуальным форматом». Развлекательный и подходящий для Instagram опыт — вот чего нам всем не хватало в период «локдауна». Поверхностно? Быть может. Супер? Вне всяких сомнений.   

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+