Памятник Савве Ямщикову открыли в Пскове

В тот же день в Пушкинских Горах заработал «Музей друзей Саввы Ямщикова»

Памятник Савве Васильевичу Ямщикову. Фото: Комитете по культуре Псковской области
Памятник Савве Васильевичу Ямщикову.
Фото: Комитете по культуре Псковской области

Бронзовый памятник великому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову (1938–2009) открыли в день его рождения, 8 октября, в Пскове, возле Покровской башни, на пересечении улиц Воеводы Шуйского и Свердлова. 

«Псков был для Ямщикова главным городом в России, местом, куда он возвращался отовсюду — восстанавливать силы, собираться с мыслями, находить слова. Псков заботился о нем, как о родном сыне», — написал об этом событии псковский общественный деятель Лев Шлосберг, редактор-составитель сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков».

Трехметровую статую создали скульптор Михаил Плохоцкий и архитектор Александр Асафов. Памятник установили на невысоком травянистом холме. Вокруг, повторяя в плане фрагмент Покровской башни, стоят скамейки, имитирующие руинированные фундаменты из известняка. В руках у Ямщикова — его знаменитый посох, подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Степановича Гейченко, получившего его, в свою очередь, от поэта Михаила Дудина. С ним реставратор ходил по кабинетам, когда воевал с чиновниками.

Как сообщает псковская газета «Гражданинъ», памятник поставили рядом с тем местом, где, по воспоминаниям друзей, Савва Ямщиков «обручился» с Псковом на съемках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, консультантом которого был. 

Памятник был создан на средства, собранные на благотворительном аукционе, организованном Фондом изучения наследия П.А.Столыпина и Фондом имени Серафима Вырицкого. Они же провели творческий конкурс на создание памятника.

В тот же день в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова». Новый музей — это своеобразный центр памяти реставратора, созданный усилиями президента Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентина Эльбека, который в прошлом году приобрел старинный особняк 1840-х годов, расположенный вблизи Святогорского монастыря. «Эта идея в том числе принадлежала и Валентине Михайловне Ганибаловой — человеку, который многие годы жил рядом с Савелием Васильевичем, побуждал его на благие творческие деяния и вообще длительный период жизни являлся музой Савелия Васильевича», — сообщается на сайте Фонда.

Савва Ямщиков — выдающийся деятель русской культуры, искусствовед и реставратор, чье имя уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России, идейный вдохновитель и первый лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия». Ямщиков окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ. Начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Ямщиков открыл жанр русского провинциального портрета, возродил к жизни имена многих забытых русских художников и иконописцев. Большую часть жизни Ямщиков провел за пределами Москвы, занимаясь реставрацией, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». Он был создателем нескольких эпохальных выставок, в том числе «Ярославских портретов XVIII–XIX веков», а также автором множества каталогов, научных монографий и популярных книг, в том числе «Спасенная красота: рассказы о реставрации памятников искусства».  Скончался Ямщиков в 2009 году в Пскове, похоронен на кладбище в Ворониче (Пушкиногорский район).

Материалы по теме:
Вспоминая Ямщикова
Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+