18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятник Савве Ямщикову открыли в Пскове

В тот же день в Пушкинских Горах заработал «Музей друзей Саввы Ямщикова»

Бронзовый памятник великому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову (1938–2009) открыли в день его рождения, 8 октября, в Пскове, возле Покровской башни, на пересечении улиц Воеводы Шуйского и Свердлова. 

«Псков был для Ямщикова главным городом в России, местом, куда он возвращался отовсюду — восстанавливать силы, собираться с мыслями, находить слова. Псков заботился о нем, как о родном сыне», — написал об этом событии псковский общественный деятель Лев Шлосберг, редактор-составитель сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков».

Трехметровую статую создали скульптор Михаил Плохоцкий и архитектор Александр Асафов. Памятник установили на невысоком травянистом холме. Вокруг, повторяя в плане фрагмент Покровской башни, стоят скамейки, имитирующие руинированные фундаменты из известняка. В руках у Ямщикова — его знаменитый посох, подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Степановича Гейченко, получившего его, в свою очередь, от поэта Михаила Дудина. С ним реставратор ходил по кабинетам, когда воевал с чиновниками.

Как сообщает псковская газета «Гражданинъ», памятник поставили рядом с тем местом, где, по воспоминаниям друзей, Савва Ямщиков «обручился» с Псковом на съемках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, консультантом которого был. 

Памятник был создан на средства, собранные на благотворительном аукционе, организованном Фондом изучения наследия П.А.Столыпина и Фондом имени Серафима Вырицкого. Они же провели творческий конкурс на создание памятника.

В тот же день в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова». Новый музей — это своеобразный центр памяти реставратора, созданный усилиями президента Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентина Эльбека, который в прошлом году приобрел старинный особняк 1840-х годов, расположенный вблизи Святогорского монастыря. «Эта идея в том числе принадлежала и Валентине Михайловне Ганибаловой — человеку, который многие годы жил рядом с Савелием Васильевичем, побуждал его на благие творческие деяния и вообще длительный период жизни являлся музой Савелия Васильевича», — сообщается на сайте Фонда.

Савва Ямщиков — выдающийся деятель русской культуры, искусствовед и реставратор, чье имя уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России, идейный вдохновитель и первый лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия». Ямщиков окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ. Начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Ямщиков открыл жанр русского провинциального портрета, возродил к жизни имена многих забытых русских художников и иконописцев. Большую часть жизни Ямщиков провел за пределами Москвы, занимаясь реставрацией, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». Он был создателем нескольких эпохальных выставок, в том числе «Ярославских портретов XVIII–XIX веков», а также автором множества каталогов, научных монографий и популярных книг, в том числе «Спасенная красота: рассказы о реставрации памятников искусства».  Скончался Ямщиков в 2009 году в Пскове, похоронен на кладбище в Ворониче (Пушкиногорский район).

Материалы по теме:
Вспоминая Ямщикова
Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+