18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятник Савве Ямщикову открыли в Пскове

В тот же день в Пушкинских Горах заработал «Музей друзей Саввы Ямщикова»

Бронзовый памятник великому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову (1938–2009) открыли в день его рождения, 8 октября, в Пскове, возле Покровской башни, на пересечении улиц Воеводы Шуйского и Свердлова. 

«Псков был для Ямщикова главным городом в России, местом, куда он возвращался отовсюду — восстанавливать силы, собираться с мыслями, находить слова. Псков заботился о нем, как о родном сыне», — написал об этом событии псковский общественный деятель Лев Шлосберг, редактор-составитель сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков».

Трехметровую статую создали скульптор Михаил Плохоцкий и архитектор Александр Асафов. Памятник установили на невысоком травянистом холме. Вокруг, повторяя в плане фрагмент Покровской башни, стоят скамейки, имитирующие руинированные фундаменты из известняка. В руках у Ямщикова — его знаменитый посох, подарок легендарного хранителя Пушкинского заповедника Семена Степановича Гейченко, получившего его, в свою очередь, от поэта Михаила Дудина. С ним реставратор ходил по кабинетам, когда воевал с чиновниками.

Как сообщает псковская газета «Гражданинъ», памятник поставили рядом с тем местом, где, по воспоминаниям друзей, Савва Ямщиков «обручился» с Псковом на съемках фильма «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, консультантом которого был. 

Памятник был создан на средства, собранные на благотворительном аукционе, организованном Фондом изучения наследия П.А.Столыпина и Фондом имени Серафима Вырицкого. Они же провели творческий конкурс на создание памятника.

В тот же день в Пушкинских Горах состоялось открытие «Музея друзей Саввы Ямщикова». Новый музей — это своеобразный центр памяти реставратора, созданный усилиями президента Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентина Эльбека, который в прошлом году приобрел старинный особняк 1840-х годов, расположенный вблизи Святогорского монастыря. «Эта идея в том числе принадлежала и Валентине Михайловне Ганибаловой — человеку, который многие годы жил рядом с Савелием Васильевичем, побуждал его на благие творческие деяния и вообще длительный период жизни являлся музой Савелия Васильевича», — сообщается на сайте Фонда.

Савва Ямщиков — выдающийся деятель русской культуры, искусствовед и реставратор, чье имя уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России, идейный вдохновитель и первый лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия». Ямщиков окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ. Начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Ямщиков открыл жанр русского провинциального портрета, возродил к жизни имена многих забытых русских художников и иконописцев. Большую часть жизни Ямщиков провел за пределами Москвы, занимаясь реставрацией, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». Он был создателем нескольких эпохальных выставок, в том числе «Ярославских портретов XVIII–XIX веков», а также автором множества каталогов, научных монографий и популярных книг, в том числе «Спасенная красота: рассказы о реставрации памятников искусства».  Скончался Ямщиков в 2009 году в Пскове, похоронен на кладбище в Ворониче (Пушкиногорский район).

Материалы по теме:
Вспоминая Ямщикова
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+