18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дональд Джадд между Нью-Йорком и Техасом

№85
Материал из газеты

Произведения, интервью и места обитания — три формата из жизни художника

Большая ретроспективная выставка Дональда Джадда (1928 — 1994) в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) закрылась в минувшем марте, едва начавшись. Из-за пандемии коронавируса показ возобновили только в конце августа — теперь он продлится до января 2021 года. И вот выяснилось, что интерес к этому художнику во время глобального кризиса лишь усилился. Любой, кто соприкасается с искусством Джадда, ощущает неадекватность даже самой точной фото- или видеофиксации его произведений в сопоставлении с оригиналами. Впрочем, эту особенность подметили давно, еще в начале карьеры будущего классика. «Сложность создания и смысла работ Джадда, их физическую сущность и структуру можно почувствовать не иначе как лично. Так останется и в будущем, что будет создавать проблемы музеям и публике», — написала Энн Темкин, куратор МоМА, в каталоге выставки.

Джадд был настолько травмирован первыми показами своих произведений, завистью многих художников, что сам начал изготавливать упаковочные ящики, защищавшие объекты при транспортировке. «Когда публика впервые увидела его работы, — пишет Темкин, — с их плоскими поверхностями и коробкообразными формами, она стала толковать их как приглашение отдохнуть, положить на них локоть или кошелек. Их прямолинейные структуры одинаково привлекали детей и взрослых, предлагая втиснуть тела между элементами прогрессии стен, забраться внутрь узкого коридора или скорчиться под штабелем. Неведомые большинству посетителей поверхности материалов, до которых они дотрагивались: плексиглас, алюминий, гальванизированное железо, — были столь же хрупкими, как пергамент, и часто не подлежали восстановлению».

Помимо ретроспективного каталога, недавно были опубликованы еще две книги, в которых отдается дань этому художнику и по достоинству оценивается его императив: «Столько же размышлять над размещением, сколько и над созданием искусства».

Первым практическим действием Джадда на этом пути стала покупка в 1968 году в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке заброшенного здания по адресу Спринг-стрит, 101. Оно стоило тогда $68 тыс., что эквивалентно сегодня $500 тыс. Художник перевез семью в необустроенное пространство и потратил годы на преобразование интерьера этой пятиэтажки в мастерскую и жилые помещения. Дом оставался его базой в Нью-Йорке даже после того, как каждый год, начиная с 1973-го, он месяцами жил в Техасе.

В 2013 году, почти через 20 лет после смерти художника, Фонд Дональда Джадда открыл здание на Спринг-стрит для посетителей. Его впечатляюще отреставрировали, а искусство художника переинсталлировали, как назвал бы это сам автор.

«Сначала я хотел жить и работать среди скромного количества моих произведений и произведений других людей, — сообщал художник в заявлении 1978 года, цитируемом в книге Donald Judd Spaces («Пространства Дональда Джадда»), новом издании Фонда Джадда, где документально исследуются его жизненные и рабочие пространства в Нью-Йорке и Техасе. — Позже мне захотелось видеть гораздо больше своих работ и размышлять о них. Постепенно сложилась пропорция между работами, которые у меня хранились и были инсталлированы, и теми, которые я показывал на выставках и продавал».

Книга Donald Judd Spaces представляет разные стадии реставрации здания на Спринг-стрит, равно как и описывает использование его самим хозяином. Попутно она обогащает наш взгляд на значимые архитектурные интервенции, которые совершал Джадд начиная с 1978 года, в том числе в унылом городке Марфа в Западном Техасе и его окрестностях. В книге также собраны письменные тексты Джадда, где разъясняются его мысли о способах инсталляции современных произведений искусства, в первую очередь его собственных.

Добавим, что упомянутый выше каталог МоМА содержит увлекательные беседы с бывшими помощниками Джадда, касающиеся его рабочих привычек и принятия решений. В частности, Джейми Диринг рассказывает о поиске художником по всему миру пустого и вместе с тем доступного анклавного участка для реализации его замысла по созданию постоянных ансамблей искусства. «Он рисовал мысленный круг, — вспоминает Диринг, — диаметром около 800 км, я думаю, и пробовал найти такой участок, где было бы меньше всего людей…» Вспомнив, что Марфу он проезжал в конце 1940-х, когда служил в армии, Джадд очертил вокруг этого города круг, и «он соответствовал всем его критериям». «Там были огромные расстояния. Рядом ничего не было. Очень мало людей на квадратный километр», — поясняет Диринг.

Западный Техас отличается бескрайними просторами и безжалостным солнцем, которое словно вставляет свет и тень в четкие временные рамки, позволяя инсталлировать работы Джадда так, чтобы регистрировать течение времени с ясностью и нюансами, едва ли доступными в музейной среде.

Отметим, что ни в книге Donald Judd Spaces, ни в каталоге МоМА нет полной хронологии жизни художника. Читатели, желающие изучить подробную биографию Джадда, найдут здесь лишь ее наметки в очерках о художнике. Другого рода наметки можно почерпнуть в многочисленных беседах, собранных в книге Donald Judd Interviews («Интервью с Дональдом Джаддом»), совместном издании Фонда Джадда и Дэвида Цвирнера. Примерно того же размера, формата и веса, что и «Tруды Дональда Джадда» (2016), Donald Judd Interviews содержит более 800 страниц текста и черно-белых и цветных иллюстраций. Эти интервью, датируемые 1964–1993 годами, демонстрируют широкий спектр мыслей и настроений художника, а также его способность транслировать свое мировоззрение.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+