18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Дональд Джадд между Нью-Йорком и Техасом

№85
Материал из газеты

Произведения, интервью и места обитания — три формата из жизни художника

Большая ретроспективная выставка Дональда Джадда (1928 — 1994) в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) закрылась в минувшем марте, едва начавшись. Из-за пандемии коронавируса показ возобновили только в конце августа — теперь он продлится до января 2021 года. И вот выяснилось, что интерес к этому художнику во время глобального кризиса лишь усилился. Любой, кто соприкасается с искусством Джадда, ощущает неадекватность даже самой точной фото- или видеофиксации его произведений в сопоставлении с оригиналами. Впрочем, эту особенность подметили давно, еще в начале карьеры будущего классика. «Сложность создания и смысла работ Джадда, их физическую сущность и структуру можно почувствовать не иначе как лично. Так останется и в будущем, что будет создавать проблемы музеям и публике», — написала Энн Темкин, куратор МоМА, в каталоге выставки.

Джадд был настолько травмирован первыми показами своих произведений, завистью многих художников, что сам начал изготавливать упаковочные ящики, защищавшие объекты при транспортировке. «Когда публика впервые увидела его работы, — пишет Темкин, — с их плоскими поверхностями и коробкообразными формами, она стала толковать их как приглашение отдохнуть, положить на них локоть или кошелек. Их прямолинейные структуры одинаково привлекали детей и взрослых, предлагая втиснуть тела между элементами прогрессии стен, забраться внутрь узкого коридора или скорчиться под штабелем. Неведомые большинству посетителей поверхности материалов, до которых они дотрагивались: плексиглас, алюминий, гальванизированное железо, — были столь же хрупкими, как пергамент, и часто не подлежали восстановлению».

Помимо ретроспективного каталога, недавно были опубликованы еще две книги, в которых отдается дань этому художнику и по достоинству оценивается его императив: «Столько же размышлять над размещением, сколько и над созданием искусства».

Первым практическим действием Джадда на этом пути стала покупка в 1968 году в Нижнем Манхэттене в Нью-Йорке заброшенного здания по адресу Спринг-стрит, 101. Оно стоило тогда $68 тыс., что эквивалентно сегодня $500 тыс. Художник перевез семью в необустроенное пространство и потратил годы на преобразование интерьера этой пятиэтажки в мастерскую и жилые помещения. Дом оставался его базой в Нью-Йорке даже после того, как каждый год, начиная с 1973-го, он месяцами жил в Техасе.

В 2013 году, почти через 20 лет после смерти художника, Фонд Дональда Джадда открыл здание на Спринг-стрит для посетителей. Его впечатляюще отреставрировали, а искусство художника переинсталлировали, как назвал бы это сам автор.

«Сначала я хотел жить и работать среди скромного количества моих произведений и произведений других людей, — сообщал художник в заявлении 1978 года, цитируемом в книге Donald Judd Spaces («Пространства Дональда Джадда»), новом издании Фонда Джадда, где документально исследуются его жизненные и рабочие пространства в Нью-Йорке и Техасе. — Позже мне захотелось видеть гораздо больше своих работ и размышлять о них. Постепенно сложилась пропорция между работами, которые у меня хранились и были инсталлированы, и теми, которые я показывал на выставках и продавал».

Книга Donald Judd Spaces представляет разные стадии реставрации здания на Спринг-стрит, равно как и описывает использование его самим хозяином. Попутно она обогащает наш взгляд на значимые архитектурные интервенции, которые совершал Джадд начиная с 1978 года, в том числе в унылом городке Марфа в Западном Техасе и его окрестностях. В книге также собраны письменные тексты Джадда, где разъясняются его мысли о способах инсталляции современных произведений искусства, в первую очередь его собственных.

Добавим, что упомянутый выше каталог МоМА содержит увлекательные беседы с бывшими помощниками Джадда, касающиеся его рабочих привычек и принятия решений. В частности, Джейми Диринг рассказывает о поиске художником по всему миру пустого и вместе с тем доступного анклавного участка для реализации его замысла по созданию постоянных ансамблей искусства. «Он рисовал мысленный круг, — вспоминает Диринг, — диаметром около 800 км, я думаю, и пробовал найти такой участок, где было бы меньше всего людей…» Вспомнив, что Марфу он проезжал в конце 1940-х, когда служил в армии, Джадд очертил вокруг этого города круг, и «он соответствовал всем его критериям». «Там были огромные расстояния. Рядом ничего не было. Очень мало людей на квадратный километр», — поясняет Диринг.

Западный Техас отличается бескрайними просторами и безжалостным солнцем, которое словно вставляет свет и тень в четкие временные рамки, позволяя инсталлировать работы Джадда так, чтобы регистрировать течение времени с ясностью и нюансами, едва ли доступными в музейной среде.

Отметим, что ни в книге Donald Judd Spaces, ни в каталоге МоМА нет полной хронологии жизни художника. Читатели, желающие изучить подробную биографию Джадда, найдут здесь лишь ее наметки в очерках о художнике. Другого рода наметки можно почерпнуть в многочисленных беседах, собранных в книге Donald Judd Interviews («Интервью с Дональдом Джаддом»), совместном издании Фонда Джадда и Дэвида Цвирнера. Примерно того же размера, формата и веса, что и «Tруды Дональда Джадда» (2016), Donald Judd Interviews содержит более 800 страниц текста и черно-белых и цветных иллюстраций. Эти интервью, датируемые 1964–1993 годами, демонстрируют широкий спектр мыслей и настроений художника, а также его способность транслировать свое мировоззрение.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+