18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рисунки выстроили по алфавиту в парижском Музее декоративного искусства

№84
Материал из газеты

Выставка «Рисунок без границ» заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку

Коллекция рисунков парижского Музея декоративного искусства с более чем 200 тыс. произведений художников европейских школ XV–XXI веков, а также Китая и Японии — одна из богатейших в мире. В ее основу легли щедрые дары двух легендарных коллекционеров: Жюля Масье (1846–1911), директора музейной библиотеки и автора утопического проекта энциклопедии, собранной из изображений, в том числе рисунков и гравюр, и Филиппа де Шенневьера, в 1852–1870 годах куратора Лувра. Дальше собрание продолжало пополняться приобретениями с публичных торгов в конце XIX века, а также вкладами самих художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Так, Огюст Роден в 1908 году подарил музею восемь своих рисунков. Дарил собственные работы и Жан Дюбюффе, а пионеры дизайна ХХ века Жан Руайер и Эмилио Терри — все содержимое мастерских. В результате за полтора века была собрана коллекция, представленная произведениями крупнейших мастеров, соседствующими с богатым собранием образцов орнамента и украшений в стиле модерн и ар-деко или японских трафаретов (катагами).

Выставка заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку. А чтобы сориентировать в ней посетителей, куратор Бенедикт Гади придумал оригинальный маршрут, распределив представленные работы разных эпох и стилей по темам, следующим по алфавиту. Такой «реестр» подчеркивает как мультидисциплинарность коллекции, так и универсальность самого рисунка, что и дало название выставке — «Рисунок без границ».

Например, в «Архитектуре» (А) соседствуют рисунок тушью на пергаменте «Храм Януса» (около 1545) архитектора и гравера XVI века Жака I Андруэ Дюсерсо и проект знаменитого павильона туризма на Всемирной выставке в Париже в 1925 году архитектора-модерниста Робера Малле-Стивенса, а завершают ее «бумажные» фантазии еще одного мастера ХХ века — Эмилио Терри, причудливо сочетавшего в своих придуманных фасадах, интерьерах и предметах мебели элементы барокко и классицизма. Раздел «Вкус Гонкуров» (G) включил рисунки Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Шарля Андре ван Лоо из коллекции братьев Жюля и Эдмона Гонкуров, страстных собирателей искусства эпохи Просвещения. Рисунки же еще одного выдающегося мастера XVIII века, Антуана Ватто, выделены в отдельную тему «Ватто» (W). В «Мебели» (М) зрителя ждут работы Андре Шарля Буля, за мастерство прозванного его современниками «ювелиром мебели». Рисунки знаменитого мебельщика — большая редкость после пожара 1720 года, уничтожившего его мастерскую. И здесь же эскизы мебели от великих дизайнеров вроде представителя ар-деко Жака-Эмиля Рульманна или модерниста Джо Коломбо, придумавшего стул, целиком отлитый из пластика. Эскизы ювелирных украшений Рене Лалика и Альфонса Мухи попали в раздел «Соблазнение» (S). Там же произведения дизайнеров высокой моды, среди которых недавно атрибутированная как работа Виктора Люэра модель платья «Мозаика» (1910), выполненная художником для модного дома Поля Пуаре.  

Музей декоративного искусства
Рисунок без границ
До 31 января 2021

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+