18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Художник изображает маркетолога

Авторы пытаются контролировать рынок своих произведений.

Новое поколение художников сознательно противостоит перегретому рынку и спекуляциям. При существующей системе, объясняет арт-дилер Паула Купер, «многие художники терпят убыт ки и, естественно, испытывают беспокойство по этому поводу», поскольку сливки снимают коллекционеры и аукционные дома. А ведь взвинченные на аукционах цены рано или поздно обвалятся, «разрушая и карьеру художников, — вот они и пытаются сопротивляться этому», изобретая все новые и новые способы воздействия на рынок своих произведений. Художники пусть и не всегда в состоянии прямо определять рыночную стоимость, но в их силах, например, контролировать тираж своих произведений — чаще всего дело сводится к выпуску дополнительных копий прежних изданий, которые бы продавались анонимно по сниженным ценам; некоторые, впрочем, доходят и до того, что уничтожают экземпляры, за которыми готовы выстроиться в очередь коллекционеры и музеи. К примеру, в мае Уэйд Гайтон напечатал еще несколько копий своей работы Без названия. Пламя, красный/ черный U (2005) и выложил их фотографии в Instagram. На той же неделе оригинал как раз продавался на нью-йоркском аукционе Christie’s и был предварительно оценен в $2,5–3,5 млн, так что после выходки художника коллекционеры забеспокоились, решив, что тот пытается сорвать торги. Но уже в июле почти идентичные монохромные картины Гайтона привезли на Art Basel представляющие этого автора пять галерей,  и работы разошлись по $250 тыс. каждая. Другие попытки вмешательства в механизм рынка еще очевиднее. Год назад ничего не подозревающие туристы в Центральном парке Нью-Йорка могли за $60 приобрести подлинник Бэнкси. А Дж.Т.Пеллицци тогда же вырезал и продал несколько фрагментов размером с 900 см2 из своей настенной инсталляции Красное и черное — покупатели, таким образом, еще и выступили невольными соучастниками уничтожения произведения искусства.

Это «как рубить сук, на котором сидишь», считает художник Тони Фицпатрик, известный тем, что заклеймил пресловутый 1% сильных мира сего в своем текстовом коллаже Элитный вискарь, ботокс, бабки и засранцы (2012). У художников создается ощущение, что они могут контролировать происходящее, когда их работы принимают участие в аукционах или арт-ярмарках, «но мне всегда казалось, что такая [коммерчески ориентированная] модель нивелирует личность художника», говорит Фицпатрик. Другие авторы, пытаясь противостоять попытке рынка превратить их в бренды, работают под новыми именами и псевдонимами. (Так, по слухам, американец Джейкоб Кассай, перешагнувший в этом году 30-летний рубеж и больше прославившийся своими аукционными рекордами, нежели собственно работами, как говорят, объединил творческие усилия с художником швейцарского происхождения Оливье Моссе под именем Генри Кодакс. Однажды в каталоге Christie’s работа последнего была подписана «Моссе — Кассай», несмотря на то что оба художника отрицали свое сотрудничество.) Работа под псевдонимом «дает возможность если не закрепиться на рынке, который все равно не получается взять в свои руки, то хотя бы пофлиртовать с критиками», говорит художник и блогер Грег Аллен. В подобных устремлениях эти художники далеко не первые. Еще в середине 1960-х годов Даниель Бюрен, Мишель Парментье, Ниеле Торони и Моссе имитировали стили и подписи друг друга, чтобы запутать коллекционеров. Примерно в то же время минималист Карл Андре предложил устанавливать цены на свои работы в соответствии с доходами покупателей, а Сол Ле Витт настаивал, чтобы некоторые его рисунки продавались по цене ниже $100. В 1970-е Ханс Хааке начал требовать от коллекционеров, которые перепродавали его работы, вознаграждение (художники и их наследники имеют право на скромные отчисления от перепродаж в Великобритании и десятках других стран, но в США пока еще не поддержали аналогичный закон). Хааке считает сделку перепродажи своеобразной лакмусовой бумажкой. «Мне бы не хотелось, чтобы работа, котоая далась мне потом и кровью, оказалась в руках спекулянтов и барышников», — говорит он.

Всплеск подобных провокаций, как правило, наступает во время бума, потому что, объясняет Олав Вельтхюйс, доцент кафедры социологии Университета Амстердама, художникам «небезразлично, кто покупает их работы; кроме того, их весьма огорчает тот факт, что, когда цены на них растут, прямых выгод от этого они не получают». Опасения возрастают в условиях современного рынка, где инвесторы стремятся выжать из произведений искусства максимальные прибыли. Возможно ли противостоять неумолимым законам рынка? «Это как бороться с ветряными мельницами: художники не могут контролировать продажи своих работ», — уверен дилер и коллекционер Кенни Шахтер.

Вот и выходит, что «хотели как лучше, а получилось как всегда»: в войне со спекулянтами художники лишь подстегивают продажи. Несмотря на упоминавшиеся выше копии Гайтона, на Christie’s его работа ушла по верхней границе эстимейта — за $3,5 млн. А недавно было объявлено, что еще две работы Бэнкси, проданные в Центральном парке, будут выставлены на торгах Bonhams в Лондоне; каждая должна принести организаторам не менее £30 тыс.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+