18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Главные выставки осени

Фаберже и Рюкерт в Музеях Кремля, Чжан Хуань в Эрмитаже, биеннале молодого искусства в Москве, триеннале в «Гараже» и другие долгожданные выставки, которые нам предстоит увидеть этой осенью

Алексей Титаренко. Город теней

Мультимедиа Арт Музей, Москва

Один из проектов в рамках «Фотобиеннале-2020», посвященный российскому фотографу, начинавшему в Ленинграде в восьмидесятые. Сложившемуся тогда авторскому методу Титаренко следует до сих пор: он пользуется широкоформатным аналоговым фотоаппаратом и собственноручно проявляет пленку, над каждым отпечатком работает вручную, используя частичное отбеливание, тонирование, соляризацию и многократное вирирование, на что иногда уходит больше недели. В экспозицию вошли его ключевые серии, посвященные Северной столице, а также серии «Венеция» (2001–2014), «Гавана» (2003, 2006) и «Нью-Йорк» (2004–2018).

5 сентября – 18 октября


VII Московская международная биеннале молодого искусства

Музей Москвы

Сдвинув дату с июля из-за коронавируса, биеннале молодого искусства все-таки состоится этой осенью. Основной проект фестиваля — это четыре site-specific работы, специально созданные для внутренних фасадов Провиантских складов. Отбором произведений-победителей занималось интернациональное жюри. Результаты конкурса на кураторский проект будут показаны в Музее Москвы с 5 ноября по 6 декабря. Также биеннале включает множество мероприятий спецпроектов, параллельной и образовательной программы.

5 сентября – 6 декабря


Чжан Хуань. В пепле истории

Государственный Эрмитаж

Одного из главных представителей современного искусства Китая покажут в Николаевском зале Зимнего дворца. В Петербурге можно увидеть более 30 произведений в разных техниках, причем несколько из них Чжан Хуань сделал специально для этой выставки под впечатлением от посещения города. Проект должны были открыть еще в мае, но за время самоизоляции художник сделал еще две работы из серии «Любовь» — как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранить память о жертвах пандемии. Почти всю стену Николаевского зала займет 40-метровый групповой портрет членов компартии КНР, написанный пеплом благовоний из буддийских храмов. Другие вещи будут не менее нестандартны.

9 сентября – 8 ноября


Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь

Музей русского импрессионизма

Очередная из цикла выставок Музея русского импрессионизма, в которой зрителю возвращены полузабытые имена достойных живописцев последних десятилетий Российской империи и эмиграции. Сергей Виноградов, художник круга Серова и Коровина, — один из них. Его имя и красочные работы хорошо знакомы специалисту — а вот теперь есть повод запомнить его фамилию и широкой публике. Для тех же, кто давно и заслуженно любит Виноградова, особенно интересно будет взглянуть на работы, созданные им после переезда в Прибалтику в 1924 году. Кроме работ из Москвы и Санкт-Петербурга, в экспозицию войдут произведения из частных коллекций и музейных собраний Иркутска, Архангельска, Омска, Казани, Петрозаводска, Барнаула и других городов России. Также запланирован показ картин из Беларуси, Литвы и Эстонии.

9 сентября – 10 января


2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

Музей современного искусства «Гараж»

Спустя три года после дебютного фестиваля «Гараж» пошел на второй заход — и мы снова увидим много интересного, нацеленного на развитие отечественной художественной сцены. Кураторами триеннале выступают Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина, а отбором участников этого года, игнорируя всех экспертов, занимались молодые художники из триеннале-2017, ставшие своего рода опекунами новичков. Список участников и что именно будут представлять собой их работы еще не объявили, так что ждем много ошеломительных сюрпризов.

11 сентября — 17 января


Калязин. Фрески затопленного монастыря

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Троицкий Макарьев монастырь, основанный в 1434 году, был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. Под руководством художника-реставратора П.И.Юкина зимой 1940 года со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов росписей, большая часть из которых поступила в Музей архитектуры. Сначала их хотели показать на временной выставке, а теперь они станут частью постоянной экспозиции — в сопровождении экспонатов, рассказывающих об истории их спасения, а также о самом утраченном монастыре.

С 11 сентября


Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали

Музеи Московского Кремля

Знаменитого Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства мастера Федора Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения. Рюкерт, славившийся своими эмалями, выполнял заказы для фирмы Фаберже, и не только предметы в этой технике, но и живописные миниатюры. Среди собранных на выставке 400 экспонатов представлены и более ранние изделия XVI–XVII веков, и произведения других российских фирм, фабрик и артелей XIX — начала XX века, исполненные разными мастерами во всевозможных техниках работы с эмалью: перегородчатой и выемчатой; светящейся, как витраж, оконной; живописной, воспроизводящей картины Виктора Васнецова, Константина Маковского и других отечественных художников.

Экспонаты не только из собрания Музеев Кремля, но и из музеев и частных собраний Великобритании, в том числе из Коллекции ее величества королевы Елизаветы II и Музея Виктории и Альберта.

9 октября – 10 января


Британский плакат из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина

ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Богатое собрание английской рекламы унаследовано Пушкинским музеем у легендарного ГМНЗИ, где формированием этой коллекции с 1920-х годов занимался знаток графического искусства Павел Эттингер. Благодаря его заботам этот фонд отлично отражает историю развития западной художественной рекламы. Причем с самых разных сторон: ранняя коммерческая реклама, афиши, политическая карикатура и печатная пропаганда коммунистов и лейбористов, прославленный дизайн ар-деко и графические эксперименты рекламы Shell и British Petroleum. Объемно представлено творчество пионеров английской рекламы XIX столетия — Обри Бёрдсли, «братьев Беггарстафф», Дадли Харди, Джона Хэссола и блистательной плеяды графических дизайнеров Великобритании первых десятилетий ХХ века — Тома Первиса, Эдварда Боудена, Эдварда Макнайта Коффера и Пола Нэша. (А вот выставка Арчимбольдо отложена до января.)

20 октября – 31 января


Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи

Еврейский музей и центр толерантности

Обитающий в знаменитом конструктивистском гараже музей решил показать эпоху 1920–1930-х годов с особой стороны — через призму истории московских гаражей. Помимо Константина Мельникова, зрителю расскажут и о других советских архитекторах, создавших позабытые шедевры в этом нетипичном, но таком полезном жанре. На выставке будут представлены проекты гаражей 1900–1930-х годов из московских и федеральных архивов, в том числе материалы, ранее неизвестные широкой публике, автотранспорт этого периода, документы таких героев своего времени, как Владимир Маяковский, Виктор Шкловский, Константин Мельников, Михаил Минкус и другие, а также произведения живописи, графики и фотографии из известных музеев и архивов.

29 октября – 10 января


Анализ искусства. Игорь Макаревич и Елена Елагина

Московский музей современного искусства

Музей продолжает серию ретроспектив классиков современного российского искусства. На сей раз под кураторством Елены Селиной представят творчество концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, участников важных мировых выставок и биеннале. Обещают показать не только проекты и инсталляции, созданные ими в разные годы, но также и те работы, которые остались нереализованными, только в черновиках или на бумаге.

10 ноября – 14 февраля


Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж

Новая Третьяковка, Западное крыло

Выставка, которую в Третьяковке называют самым большим музейным проектом этого года (теперь интересно, удастся ли ей опередить скандальную «Ненавсегда» по количеству откликов?). Здесь объединят разные поколения художников ХХ и ХХI веков и покажут около 200 произведений из 35 стран Европы. Обещано участие 80 художников, начиная с великих — таких как Ансельм Кифер, Герхард Рихтер, Гилберт и Джордж, Энтони Гормли, Олафур Элиассон, Илья и Эмилия Кабаковы, Маурицио Каттелан — и заканчивая авторами, которым еще нет 30 лет. После Москвы выставка должна отправиться в Берлин, а следом в Париж.

14 ноября – 21 февраля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+