Художница Лучита Уртадо скончалась в возрасте 99 лет

Одной из ключевых тем ее работ было космическое единство всех вещей в мире

Лучита Уртадо. Фото: Oresti Tsonopoulos / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth
Лучита Уртадо.
Фото: Oresti Tsonopoulos / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth

Лучита Уртадо, родившаяся в Венесуэле художница, которая добилась международного признания после того, как ей исполнилось 90, умерла в возрасте 99 лет. Хотя Уртадо с юности занималась живописью, слава пришла к ней лишь в поздние годы жизни — но, когда наконец пришла, художница стала сенсацией. «К 99 годам ты проживаешь уже много лет и несколько разных жизней, — рассказала она The Art Newspaper в интервью, приуроченном к открытию ее большой ретроспективы в Художественном музее округа Лос-Анджелес. — Когда мне было 30, я была одним человеком. В 60 я была кем-то еще. Сейчас мне 99, и я совершенно другая личность».

Первая персональная выставка Уртадо прошла в 1974 году в Grandview One Gallery, и лишь четыре десятилетия спустя, в 2016 году, когда художнице было уже за 90, состоялась ее вторая выставка. Это была небольшая экспозиция рисунков и картин, созданных в 1940-е и 1950-е годы, в лос-анджелесской Park View Gallery. О ней с восторгом отозвался арт-критик The Los Angeles Times Кристофер Найт, восхитившийся «здоровой визуальной твердостью» работ Уртадо и отметивший, что ее творчество «было мультикультурным еще до того, как появилась мода на мультикультурализм».

В 2018 году картины художницы, написанные в 1960-е и 1970-е, вошли в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера — так Уртадо в возрасте 97 лет впервые в жизни приняла участие в крупном проекте. На выставке ее автопортреты, изображающие тело художницы в виде ландшафта, привлекли много внимания. В том же году Уртадо начала представлять международная галерея Hauser & Wirth, а спустя год в лондонской Serpentine Gallery состоялась ее первая большая музейная ретроспектива «Я живу, я умираю, я перерожусь», которую организовал Ханс Ульрих Обрист. Затем выставка переехала в Художественный музей округа Лос-Анджелес, после чего должна была отправиться в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико, но от этого плана пришлось отказаться из-за пандемии COVID-19.

Лучита Уртадо. «Без названия». 1970. Фото: Jeff McLane / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth
Лучита Уртадо. «Без названия». 1970.
Фото: Jeff McLane / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth

Уртадо родилась в 1920 году и жила под Каракасом до восьми лет, когда ее семья переехала в Нью-Йорк. Она жила и работала в Нью-Йорке, Мехико, в области залива Сан-Франциско и в городе Таос в Нью-Мексико, а в 1951 году переехала в район Санта-Моника в Лос-Анджелесе, где прожила всю оставшуюся жизнь. Хотя коммерческий успех пришел к Уртадо лишь в поздние годы, она была заметной фигурой в художественных кругах — позировала Ман Рэю (ее портрет можно увидеть в этом выпуске Art21) и дружила со многими знаменитыми художниками, в том числе с Фридой Кало, Исаму Ногучи и Леонорой Каррингтон. Третьим мужем Уртадо был Ли Малликан, умерший в 1998 году. У них остались двое сыновей — Мэтт, который тоже стал художником, и Джон, — а также двое внуков, Космо и Люси.

Если у огромного количества работ Уртадо есть какая-то главная тема, то это космическое единство всех вещей. «Когда я впервые увидела фотографии Земли, сделанные из космоса, я осознала, насколько мы все взаимосвязаны, — рассказала она The Art Newspaper минувшей весной. — Земля — моя планета, и я связана со всеми в этом мире. Это мой дом, мой дом, здесь живет мой дух, я землянка».

Она пронесла интерес к космосу через все 80 лет своей художественной карьеры. В интервью T Magazine Уртадо размышляла о смерти: «Я пришла к выводу, что я куда-то отправляюсь, — сказала она. — Это не смерть; это граница, которую все мы переходим. Не думаю, что мне удастся вернуться и рассказать вам, что за ней, но если это возможно, я найду способ». Уртадо тихо перешла эту границу в своем доме в Санта-Монике в минувший четверг.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+