18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художница Лучита Уртадо скончалась в возрасте 99 лет

Одной из ключевых тем ее работ было космическое единство всех вещей в мире

Лучита Уртадо. Фото: Oresti Tsonopoulos / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth
Лучита Уртадо.
Фото: Oresti Tsonopoulos / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth

Лучита Уртадо, родившаяся в Венесуэле художница, которая добилась международного признания после того, как ей исполнилось 90, умерла в возрасте 99 лет. Хотя Уртадо с юности занималась живописью, слава пришла к ней лишь в поздние годы жизни — но, когда наконец пришла, художница стала сенсацией. «К 99 годам ты проживаешь уже много лет и несколько разных жизней, — рассказала она The Art Newspaper в интервью, приуроченном к открытию ее большой ретроспективы в Художественном музее округа Лос-Анджелес. — Когда мне было 30, я была одним человеком. В 60 я была кем-то еще. Сейчас мне 99, и я совершенно другая личность».

Первая персональная выставка Уртадо прошла в 1974 году в Grandview One Gallery, и лишь четыре десятилетия спустя, в 2016 году, когда художнице было уже за 90, состоялась ее вторая выставка. Это была небольшая экспозиция рисунков и картин, созданных в 1940-е и 1950-е годы, в лос-анджелесской Park View Gallery. О ней с восторгом отозвался арт-критик The Los Angeles Times Кристофер Найт, восхитившийся «здоровой визуальной твердостью» работ Уртадо и отметивший, что ее творчество «было мультикультурным еще до того, как появилась мода на мультикультурализм».

В 2018 году картины художницы, написанные в 1960-е и 1970-е, вошли в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера — так Уртадо в возрасте 97 лет впервые в жизни приняла участие в крупном проекте. На выставке ее автопортреты, изображающие тело художницы в виде ландшафта, привлекли много внимания. В том же году Уртадо начала представлять международная галерея Hauser & Wirth, а спустя год в лондонской Serpentine Gallery состоялась ее первая большая музейная ретроспектива «Я живу, я умираю, я перерожусь», которую организовал Ханс Ульрих Обрист. Затем выставка переехала в Художественный музей округа Лос-Анджелес, после чего должна была отправиться в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико, но от этого плана пришлось отказаться из-за пандемии COVID-19.

Лучита Уртадо. «Без названия». 1970. Фото: Jeff McLane / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth
Лучита Уртадо. «Без названия». 1970.
Фото: Jeff McLane / Luchita Hurtado/Hauser & Wirth

Уртадо родилась в 1920 году и жила под Каракасом до восьми лет, когда ее семья переехала в Нью-Йорк. Она жила и работала в Нью-Йорке, Мехико, в области залива Сан-Франциско и в городе Таос в Нью-Мексико, а в 1951 году переехала в район Санта-Моника в Лос-Анджелесе, где прожила всю оставшуюся жизнь. Хотя коммерческий успех пришел к Уртадо лишь в поздние годы, она была заметной фигурой в художественных кругах — позировала Ман Рэю (ее портрет можно увидеть в этом выпуске Art21) и дружила со многими знаменитыми художниками, в том числе с Фридой Кало, Исаму Ногучи и Леонорой Каррингтон. Третьим мужем Уртадо был Ли Малликан, умерший в 1998 году. У них остались двое сыновей — Мэтт, который тоже стал художником, и Джон, — а также двое внуков, Космо и Люси.

Если у огромного количества работ Уртадо есть какая-то главная тема, то это космическое единство всех вещей. «Когда я впервые увидела фотографии Земли, сделанные из космоса, я осознала, насколько мы все взаимосвязаны, — рассказала она The Art Newspaper минувшей весной. — Земля — моя планета, и я связана со всеми в этом мире. Это мой дом, мой дом, здесь живет мой дух, я землянка».

Она пронесла интерес к космосу через все 80 лет своей художественной карьеры. В интервью T Magazine Уртадо размышляла о смерти: «Я пришла к выводу, что я куда-то отправляюсь, — сказала она. — Это не смерть; это граница, которую все мы переходим. Не думаю, что мне удастся вернуться и рассказать вам, что за ней, но если это возможно, я найду способ». Уртадо тихо перешла эту границу в своем доме в Санта-Монике в минувший четверг.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+