Итальянские формы в кастильской раскраске

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Творчество мастера XVI века Алонсо Берругете получало признание по мере того, как ослабевала антипатия к раскрашенной скульптуре

Алонсо Берругете. «Жертвоприношение Исаака». 1526–1533. Фрагмент. Фото: National Gallery of Art
Алонсо Берругете. «Жертвоприношение Исаака». 1526–1533. Фрагмент.
Фото: National Gallery of Art

До недавнего времени великий кастильский живописец и скульптор Алонсо Берругете (около 1488 — 1561) оставался не признанным за пределами родины, хотя его и знали в узком кругу ученых-испанистов. Джонатан Браун в предисловии к этой книге называет его «самым недооцененным европейским художником XVI века». Между тем звезда Берругете когда-то ярко сияла на испанском небосклоне. Ювелир Хуан де Арфе, его более молодой современник, полагал, что Берругете «искоренял варварство, существовавшее в Испании».

Книга, посвященная Берругете, призвана вернуть ему былую славу. Появление этого издания приурочивалось к персональной выставке художника, которая успела пройти в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, но из-за пандемии коронавируса была отложена в Музее Мидоуза в Далласе. Строго говоря, книга не является каталогом выставки, а, скорее, представляет собой монографию, которая состоит из очерков, написанных рядом выдающихся ученых, включая самих ее редакторов — Клода Дугласа Дикерсона III и Марка Макдоналда. Лишь в конце приведен краткий перечень взятых на выставку произведений.

Alonso Berruguete: First Sculptor of Renaissance / C. D. Dickerson III and Mark McDonald, eds. Spain National Gallery of Art and the Meadows Museum in association with Yale University Press and Centro de Estudios Europa Hispánica. 272 с. £50, $55. На английском языке
Alonso Berruguete: First Sculptor of Renaissance / C. D. Dickerson III and Mark McDonald, eds. Spain National Gallery of Art and the Meadows Museum in association with Yale University Press and Centro de Estudios Europa Hispánica. 272 с. £50, $55. На английском языке

Тот факт, что работы Берругете прежде не считались значимыми среди неиспанских зрителей, объясняется двумя особенностями творчества художника. Первая и главная заключается в том, что большинство его скульптур полихромные. Вторая — в том, что его искусство, несомненно, относится к итальянскому Возрождению, а это означает, что его работы можно было рассматривать как производные от итальянских. С воцарением классицизма раскрашенная скульптура подчас оставалась без внимания, в том числе испанские полихромные произведения, обычно еще и позолоченные. Современным же зрителям стоит учитывать, что Берругете привнес в испанскую скульп­туру монументальность и придал особую яркость ренессансным формам, которые изучал в Италии.

Он провел там около 12 лет, с 1506 по 1518 год. Во Флоренции встречался с Микеланджело, какое-то время жил в Риме и, возможно, в Неаполе. В его работах можно проследить источники итальянского влияния, а также воздействие классической скульптуры, в частности статуи «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной во время раскопок в 1506 году. Вернувшись в Испанию, Берругете получал крупные заказы на полихромные позолоченные произведения в алтаре, например запрестольные образы для монастыря Сан-Бенито эль-Реаль в Вальядолиде, законченные в 1533 году. Эти образы наряду с деревянной скульптурой включали и живопись.

Разворот книги Alonso Berruguete: First Sculptor of Renaissance. Фото: Yale University Pre
Разворот книги Alonso Berruguete: First Sculptor of Renaissance.
Фото: Yale University Pre

В очерке Мануэля Ариаса Мартинеса описаны обстановка в Испании, сопутствовавшая созданию полихромных запрестольных образов, и их значение для церквей и соборов. Дафне Барбур в своей статье обсуждает практические стороны вопроса, объясняя технику полихромии, золочения и резьбы по дереву. Еще Берругете занимался резьбой по алебастру и ваял из мрамора, что подробно описывается в очерке Хулии Васкес. Статья Марка Макдоналда включает в себя компактный каталог-резоне из 35 рисунков, атрибутированных мастеру или его мастерской, что обеспечивает крепкую основу для дальнейших исследований.

Разумеется, по-настоящему творчество Берругете можно оценить только на месте, в Толедо или Вальядолиде. Но книга, несомненно, привлечет к фигуре этого художника дополнительное внимание — как академической, так и самой широкой аудитории.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+