18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мария Магдалина поседела от наплыва посетителей

Фрескам капеллы Святой Марии Магдалины в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи потребовалась срочная помощь

Джотто и его ученики выполнили этот цикл фресок по заказу Теобальдо Понтано, епископа Ассизского с 1296 по 1329 год. На боковых стенах капеллы изображены семь сцен из жития святой, на своде в медальонах — Христос, Богородица, Мария Магдалина, святые Лазарь и Марта. Эти фрески, в отличие от фресок Верхней церкви, сильно пострадавших во время землетрясения 1997 года, остались целы. Однако при очередном плановом осмотре их состояния реставраторы всерьез обеспокоились.

Серджо Фузетти, с 1997 года главный реставратор и хранитель фресок обеих церквей базилики Святого Франциска в Ассизи, рассказал Il Giornale dell’Arte о проблемах росписей. Помимо восстановления фресок Верхней церкви, которое длилось 12 лет, Фузетти реставрировал главный шедевр Джотто — фрески капеллы дельи Скровеньи в Падуе.

«Когда два года назад Главный институт реставрации Италии работал над витражами в капелле Марии Магдалины, я слегка простучал стены и обнаружил, что на некоторых участках отслаивается последний слой грунта (интонако), который накладывается перед тем, как наносить краски, — рассказывает реставратор. — И хотя сами фрески вроде бы оставались нетронутыми, я пришел к выводу, что во избежание осыпей в случае подземных толчков необходимо их укрепить». Тем более что последние реставрационные работы в капелле приходятся на 1968 и 1974 годы.

«Тогда, два года назад, нам показалось достаточным уделить капелле чуть больше внимания, чем обычно. Сейчас стало очевидным, что требуется более серьезное вмешательство», — продолжает Фузетти. Как выяснилось при более тщательном исследовании, фрески покрылись серым слоем мельчайшей пыли и водяного пара от толп туристов, посещающих церковь ежедневно. Была проведена выборочная расчистка отдельных фрагментов синего фона медальонов, подтвердившая их сильное потускнение из-за загрязнения. Кроме расчистки самих фресок решено заменить и гипсовую шпатлевку стен, сделанную, скорее всего, в конце XIX — начале XX века из-за повреждений, вызванных инфильтрацией воды.

Фузетти объясняет, каким способом будут удалять загрязнения: «На некоторых участках мы используем дистиллированную воду и насыщенный раствор карбоната аммония, на других просто горячую воду». Для укрепления же самих стен через крошечные отверстия обычными медицинскими шприцами вводится разведенная в воде акриловая смола. Основная работа над фресками начнется в ближайшее время и, если не помешают непредвиденные обстоятельства, завершится не позднее 25 декабря. Она обойдется в €395 тыс.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+