18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мария Магдалина поседела от наплыва посетителей

Фрескам капеллы Святой Марии Магдалины в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи потребовалась срочная помощь

Джотто и его ученики выполнили этот цикл фресок по заказу Теобальдо Понтано, епископа Ассизского с 1296 по 1329 год. На боковых стенах капеллы изображены семь сцен из жития святой, на своде в медальонах — Христос, Богородица, Мария Магдалина, святые Лазарь и Марта. Эти фрески, в отличие от фресок Верхней церкви, сильно пострадавших во время землетрясения 1997 года, остались целы. Однако при очередном плановом осмотре их состояния реставраторы всерьез обеспокоились.

Серджо Фузетти, с 1997 года главный реставратор и хранитель фресок обеих церквей базилики Святого Франциска в Ассизи, рассказал Il Giornale dell’Arte о проблемах росписей. Помимо восстановления фресок Верхней церкви, которое длилось 12 лет, Фузетти реставрировал главный шедевр Джотто — фрески капеллы дельи Скровеньи в Падуе.

«Когда два года назад Главный институт реставрации Италии работал над витражами в капелле Марии Магдалины, я слегка простучал стены и обнаружил, что на некоторых участках отслаивается последний слой грунта (интонако), который накладывается перед тем, как наносить краски, — рассказывает реставратор. — И хотя сами фрески вроде бы оставались нетронутыми, я пришел к выводу, что во избежание осыпей в случае подземных толчков необходимо их укрепить». Тем более что последние реставрационные работы в капелле приходятся на 1968 и 1974 годы.

«Тогда, два года назад, нам показалось достаточным уделить капелле чуть больше внимания, чем обычно. Сейчас стало очевидным, что требуется более серьезное вмешательство», — продолжает Фузетти. Как выяснилось при более тщательном исследовании, фрески покрылись серым слоем мельчайшей пыли и водяного пара от толп туристов, посещающих церковь ежедневно. Была проведена выборочная расчистка отдельных фрагментов синего фона медальонов, подтвердившая их сильное потускнение из-за загрязнения. Кроме расчистки самих фресок решено заменить и гипсовую шпатлевку стен, сделанную, скорее всего, в конце XIX — начале XX века из-за повреждений, вызванных инфильтрацией воды.

Фузетти объясняет, каким способом будут удалять загрязнения: «На некоторых участках мы используем дистиллированную воду и насыщенный раствор карбоната аммония, на других просто горячую воду». Для укрепления же самих стен через крошечные отверстия обычными медицинскими шприцами вводится разведенная в воде акриловая смола. Основная работа над фресками начнется в ближайшее время и, если не помешают непредвиденные обстоятельства, завершится не позднее 25 декабря. Она обойдется в €395 тыс.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+