18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мария Магдалина поседела от наплыва посетителей

Фрескам капеллы Святой Марии Магдалины в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи потребовалась срочная помощь

Джотто и его ученики выполнили этот цикл фресок по заказу Теобальдо Понтано, епископа Ассизского с 1296 по 1329 год. На боковых стенах капеллы изображены семь сцен из жития святой, на своде в медальонах — Христос, Богородица, Мария Магдалина, святые Лазарь и Марта. Эти фрески, в отличие от фресок Верхней церкви, сильно пострадавших во время землетрясения 1997 года, остались целы. Однако при очередном плановом осмотре их состояния реставраторы всерьез обеспокоились.

Серджо Фузетти, с 1997 года главный реставратор и хранитель фресок обеих церквей базилики Святого Франциска в Ассизи, рассказал Il Giornale dell’Arte о проблемах росписей. Помимо восстановления фресок Верхней церкви, которое длилось 12 лет, Фузетти реставрировал главный шедевр Джотто — фрески капеллы дельи Скровеньи в Падуе.

«Когда два года назад Главный институт реставрации Италии работал над витражами в капелле Марии Магдалины, я слегка простучал стены и обнаружил, что на некоторых участках отслаивается последний слой грунта (интонако), который накладывается перед тем, как наносить краски, — рассказывает реставратор. — И хотя сами фрески вроде бы оставались нетронутыми, я пришел к выводу, что во избежание осыпей в случае подземных толчков необходимо их укрепить». Тем более что последние реставрационные работы в капелле приходятся на 1968 и 1974 годы.

«Тогда, два года назад, нам показалось достаточным уделить капелле чуть больше внимания, чем обычно. Сейчас стало очевидным, что требуется более серьезное вмешательство», — продолжает Фузетти. Как выяснилось при более тщательном исследовании, фрески покрылись серым слоем мельчайшей пыли и водяного пара от толп туристов, посещающих церковь ежедневно. Была проведена выборочная расчистка отдельных фрагментов синего фона медальонов, подтвердившая их сильное потускнение из-за загрязнения. Кроме расчистки самих фресок решено заменить и гипсовую шпатлевку стен, сделанную, скорее всего, в конце XIX — начале XX века из-за повреждений, вызванных инфильтрацией воды.

Фузетти объясняет, каким способом будут удалять загрязнения: «На некоторых участках мы используем дистиллированную воду и насыщенный раствор карбоната аммония, на других просто горячую воду». Для укрепления же самих стен через крошечные отверстия обычными медицинскими шприцами вводится разведенная в воде акриловая смола. Основная работа над фресками начнется в ближайшее время и, если не помешают непредвиденные обстоятельства, завершится не позднее 25 декабря. Она обойдется в €395 тыс.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+