18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мария Магдалина поседела от наплыва посетителей

Фрескам капеллы Святой Марии Магдалины в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи потребовалась срочная помощь

Джотто и его ученики выполнили этот цикл фресок по заказу Теобальдо Понтано, епископа Ассизского с 1296 по 1329 год. На боковых стенах капеллы изображены семь сцен из жития святой, на своде в медальонах — Христос, Богородица, Мария Магдалина, святые Лазарь и Марта. Эти фрески, в отличие от фресок Верхней церкви, сильно пострадавших во время землетрясения 1997 года, остались целы. Однако при очередном плановом осмотре их состояния реставраторы всерьез обеспокоились.

Серджо Фузетти, с 1997 года главный реставратор и хранитель фресок обеих церквей базилики Святого Франциска в Ассизи, рассказал Il Giornale dell’Arte о проблемах росписей. Помимо восстановления фресок Верхней церкви, которое длилось 12 лет, Фузетти реставрировал главный шедевр Джотто — фрески капеллы дельи Скровеньи в Падуе.

«Когда два года назад Главный институт реставрации Италии работал над витражами в капелле Марии Магдалины, я слегка простучал стены и обнаружил, что на некоторых участках отслаивается последний слой грунта (интонако), который накладывается перед тем, как наносить краски, — рассказывает реставратор. — И хотя сами фрески вроде бы оставались нетронутыми, я пришел к выводу, что во избежание осыпей в случае подземных толчков необходимо их укрепить». Тем более что последние реставрационные работы в капелле приходятся на 1968 и 1974 годы.

«Тогда, два года назад, нам показалось достаточным уделить капелле чуть больше внимания, чем обычно. Сейчас стало очевидным, что требуется более серьезное вмешательство», — продолжает Фузетти. Как выяснилось при более тщательном исследовании, фрески покрылись серым слоем мельчайшей пыли и водяного пара от толп туристов, посещающих церковь ежедневно. Была проведена выборочная расчистка отдельных фрагментов синего фона медальонов, подтвердившая их сильное потускнение из-за загрязнения. Кроме расчистки самих фресок решено заменить и гипсовую шпатлевку стен, сделанную, скорее всего, в конце XIX — начале XX века из-за повреждений, вызванных инфильтрацией воды.

Фузетти объясняет, каким способом будут удалять загрязнения: «На некоторых участках мы используем дистиллированную воду и насыщенный раствор карбоната аммония, на других просто горячую воду». Для укрепления же самих стен через крошечные отверстия обычными медицинскими шприцами вводится разведенная в воде акриловая смола. Основная работа над фресками начнется в ближайшее время и, если не помешают непредвиденные обстоятельства, завершится не позднее 25 декабря. Она обойдется в €395 тыс.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+