Музей времени

№83, июль-август 2020
№83
Материал из газеты

Часовая мануфактура Audеmars Piguet распахнула двери своего музея в швейцарской долине Жу

Стены музея Audemars Piguet из гнутого строительного стекла, прикрытые ячеистой латунной конструкцией. Фото: Audemars Piguet
Стены музея Audemars Piguet из гнутого строительного стекла, прикрытые ячеистой латунной конструкцией.
Фото: Audemars Piguet

Долгожданный музей-ателье Audemars Piguet 25 июня распахнул свои двери для посетителей. В 2014 году в конкурсе, объявленном старинной швейцарской мануфактурой из городка Ле-Брассю, победило архитектурное бюро BIG (Bjarke Ingels Group). Датчане предложили беспрецедентный проект современного спиралевидного павильона с панорамным остеклением, вырастающего прямо из земли, который должен был дополнить старейшее здание мануфактуры, где в 1875 году Жюль-Луи Одемар и Эдвард-Огюст Пиге устроили свою мастерскую. По замыслу авторов проекта, такое соединение архитектурных стилей должно олицетворять синтез традиций и устремленности в будущее, который лежит в основе мастерства Audemars Piguet, и, конечно, глубокую привязанность бренда к корням — швейцарской долине Жу.

Воплощение непростого проекта датчан из BIG доверили давнему партнеру мануфактуры, швейцарскому бюро CCHE. Стальная крыша спиралевидного здания опирается на стены из прочного гнутого строительного стекла, прикрытые ячеистой латунной конструкцией для коррекции освещения и температуры. Это первое сооружение подобного рода, установленное так высоко в горах. Разбитая на крыше натуральная лужайка — не просто концептуальное дополнение проекта, она нужна, чтобы сглаживать колебания температур и устранять лишнюю влагу. Особенно важно, что, несмотря на все инновации, примененные при строительстве, новое здание полностью соответствует требованиям швейцарского стандарта по энерго­сбережению и качеству работ Minergie. Интересно и то, что, помимо музея, Audemars Piguet строит в родном Ле-Брассю новый отель — Hôtel des Horlogers, который планируют открыть летом 2021 года.

Стены музея Audemars Piguet. Фото: Audemars Piguet
Стены музея Audemars Piguet.
Фото: Audemars Piguet

Спираль музейного здания идеально вписывается в окружающий ландшафт. Уклон полов постепенно меняется вслед за изменением уклона почвы, что учитывается в планировке помещений, образующих непрерывное пространство. Стеклянные стены сходятся к центру спирали, откуда затем начинают движение в обратном направлении, благодаря чему у перемещающихся по музею людей возникает ощущение путешествия по часовой пружине. «Подобно архитектуре, часовое дело — это искусство и наука наделения металлов и минералов энергией, движением, разумом и мерой, чтобы оживить их, придавая способность сообщать время», — рассказывает о концепции здания Бьярке Ингельс, основатель и креативный директор бюро BIG.

Реализация этого знаменательного архитектурно-музейного проекта стала возможной благодаря креативности и совместной работе архитекторов, инженеров и специалистов Audemars Piguet. Музей призван стать идеальной платформой для демонстрации шедевров инженерного и дизайнерского мастерства мануфактуры, а также местом для живого общения и творчества. Возможность задать вопросы и увидеть вблизи, как работают часовые мастера Audemars Piguet, посетители получат в мастерских Grandes Complications и художественных ремесел.

Вид сверху на здание музея Audemars Piguet. Фото: Audemars Piguet
Вид сверху на здание музея Audemars Piguet.
Фото: Audemars Piguet

В экспозиции, охватывающей почти два века истории мануфактуры Audemars Piguet, представлено более 300 моделей часов, включая самые сложные из когда-либо создававшихся, шедевры миниатюризации и нестандартного дизайна. Собранные здесь экземпляры повествуют о том, как в XIX веке скромные ремесленники из отрезанной от мира деревни в швейцарском кантоне Юра стали создавать нечто столь уникальное, что смогли привлечь внимание покупателей из разных концов земли.

«Мы хотели, чтобы посетители знакомились с нашим наследием, мастерством, культурными истоками и открытым взглядом на мир в здании, которое отражало бы как нашу привязанность к корням, так и устремленность в будущее. Но в первую очередь мы хотели отдать дань уважения нашим мастерам, из поколения в поколение создававшим тот Audemars Piguet, каким бренд предстает сегодня», — объясняет Жасмин Одемар, председатель совета директоров Audemars Piguet.

Спиралевидное здание музея Audemars Piguet. Фото: Audemars Piguet
Спиралевидное здание музея Audemars Piguet.
Фото: Audemars Piguet

Начало экспозиции в музее-ателье предлагает уникальный взгляд на историю часового дела и долину Жу как одну из колыбелей швейцарского искусства создания сложных механизмов. После краткого общего обзора музей знакомит посетителей с богатым наследием Audemars Piguet, представляя подборку знаковых моделей мануфактуры. Чтобы каждый пришедший сюда гость в полной мере прочувствовал перипетии судьбы знаменитого бренда, специалисты по музейной сценографии из немецкого Atelier Brückner представили общую композицию в виде музыкальной партитуры. Презентация технических и эстетических аспектов часового дела почти оживает и обретает ритм благодаря интерлюдиям в виде скульптур, заводных автоматонов и кинетических инсталляций. Здесь гостям предлагают и такой уникальный опыт, как самостоятельная отделка часовых механизмов в некоторых из традиционных техник, к примеру сатинированием и круговым зернением.

Сферические витрины на выставке часов класса Grande Complication. Фото: Audemars Piguet
Сферические витрины на выставке часов класса Grande Complication.
Фото: Audemars Piguet

Кульминация экскурсии приходится на выставку часов класса Grande Complication в центре спирали здания. Тут собраны часы со всевозможными усложнениями. Центральное место в этой феерии механизмов занимают сверхсложные карманные часы Universelle 1899 года выпуска. Экспозиция завершается богатым собранием моделей Royal Oak, Royal Oak Offshore и Royal Oak Concept. Сферические витрины этой секции напоминают объекты Солнечной системы, что тоже крайне символично, ведь для всего часового искусства тема астрономических циклов считается фундаментальной.

Одна из мастерских, расположенная внутри музея-ателье Audemars Piguet. Фото: Audemars Piguet
Одна из мастерских, расположенная внутри музея-ателье Audemars Piguet.
Фото: Audemars Piguet

В дополнение к выставке часов с усложнениями музей знакомит с профессиональными традициями Audemars Piguet в двух специализированных мастерских. Первая посвящена как раз часам класса Grande Complication, которые состоят не менее чем из 648 деталей и требуют от 6 до 8 месяцев работы одного мастера. Во второй мастерской — художественных ремесел — ювелиры, закрепщики и гравировщики творят поистине высокое ювелирное искусство.

«Музей-ателье Audemars Piguet — это уникальное место открытий, познания и гостеприимства, в котором происходит передача знаний и умений следующему поколению. Техническая сложность архитектуры и сценографии делает его похожим на сложный часовой механизм Grande Complication», — рассказывает Себастьян Вивас, директор по вопросам наследия Audemars Piguet и руководитель музея.

Примыкающее к стеклянной спирали историческое здание открывает перед посетителями музея мир старинных интерьеров из дерева и камня. Именно здесь, на верхнем этаже, Жюль-Луи Одемар и Эдвард-Огюст Пиге организовали в 1875 году свою мастерскую. В разработке проекта по реновации здания 1868 года постройки приняли участие многие талантливые мастера долины Жу. Реставрация началась лишь после тщательного изучения архивных материалов. Над восстановлением специфической швейцарской архитектуры бюро CCHE работало рука об руку с местными ремесленниками и отделом исторического наследия Audemars Piguet. В частности, при обшивке стен были использованы подлинные фрагменты деревянной отделки из близлежащих деревенских домов. Сейчас в этом здании располагаются архивы, отдел наследия и реставрационная мастерская, где несколько специалистов высокого класса с помощью редких старинных техник возвращают к первозданному состоянию антикварные часы.

Часть музея-ателье также посвящена Фонду Audemars Piguet. С 1992 года он участвует в программах по просвещению молодежи и защите окружающей среды. В открытом пространстве атриума, посвященного фонду, в ближайшие два года будут расти саженцы ирги круглолистной (Amelanchier rotundifolia) как символ принадлежности мануфактуры к долине Жу и признания усилий ее фонда по сохранению лесов в Швейцарии и в мире. Через пару лет подросшие деревья высадят в естественную среду в рамках местного экологического проекта, финансируемого фондом.

Наконец, музей Audemars Piguet станет достойным местом для демонстрации арт-объектов, созданных по заказу бренда, много лет поддерживающего инициативы в области культуры и искусства. С 2012 года Audemars Piguet финансирует проекты художников, которые исследуют географические и культурные основы бренда и другие темы, близкие часовому делу (к примеру, понятия сложности и точности). В залах музея будут выставлены фотографии мастера пейзажа Дэна Холдсуорта из серии «Долина Жу», работы из серии «Остатки: долина Жу» специализирующегося на аудиовидео­арте Дэвида Квайолы. Их дополнит мультимедийная инсталляция Александра Жоли, который славится своими интегрированными в среду композициями, призванными осветить эстетическую и духовную связь человека и природы. Все эти произведения представляют собой творческую интерпретацию истоков Audemars Piguet в долине Жу, и поэтому именно они выбраны для показа в новом экспозиционном пространстве.

Часы [Re]master01. Фото: Audemars Piguet
Часы [Re]master01.
Фото: Audemars Piguet

Другое важное событие, ознаменовавшее долгожданное открытие музея, — выпуск новой интерпретации одного из хронографов Audemars Piguet 1943 года. Эти винтажные наручные часы относятся к редчайшим в мире: с 1930-х по 1950-е годы было создано всего 307 экземпляров. Новый автоматический хронограф с функцией Flyback получил название [Re]master01, его выпустили ограниченной серией в 500 экземпляров. В нем воспроизведены все характерные черты дизайна оригинала: круглый, отполированный вручную корпус, каплевидные ушки из нержавеющей стали и безель, заводная головка со снятыми фасками и кнопки из розового золота ­750-й пробы. Золотистый циферблат дополняют синяя тахиметрическая шкала, часовая, минутная и секундная стрелки из розового золота и синие стрелки хронографа. Благородный образ часов завершает ремешок ручной работы из светло-коричневой телячьей кожи, а дополнительно в комплекте идет вариант из коричневой кожи аллигатора. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+