Национальная портретная галерея отправит свой «семейный альбом» в турне

Сотни работ планируется отправить из Лондона на время трехлетней реконструкции, которая обойдется в £35,5 млн и уже вызывает споры

Ширин Нешат. «Малала Юсуфзай» (пакистанская правозащитница). 2018. Фото: National Portrait Gallery
Ширин Нешат. «Малала Юсуфзай» (пакистанская правозащитница). 2018.
Фото: National Portrait Gallery

Тюдоры, при дворе которых были заложены основы британской портретной живописи, тоже войдут в перечень персонажей, чьи портреты покидают Национальную портретную галерею (NPG) в Лондоне в преддверии реновации. С 29 июня музей закрывается на ремонт и распахнет двери только весной 2023 года.

Великое переселение

Графический портрет Генриха VIII в натуральную величину работы Ганса Гольбейна Младшего переезжает в расположенную по соседству Национальную галерею, где «как минимум года два» будет висеть рядом с «Послами» того же автора, сообщает директор NPG Николас Каллинан. Квинс-Хаусу в Гринвиче достался портрет королевы Елизаветы I «Непобедимая Армада», а рядом, в Национальном морском музее, с апреля демонстрируются портреты британских монархов, охватывающие пять династий. Обе выставки продлятся до 31 августа, а затем отправятся в Токио. Еще одна гастролирующая выставка в июне уедет в австралийскую Национальную портретную галерею в Канберре. Как минимум 300 портретов на протяжении года будут пережидать реконструкцию в британской провинции, в частности в Йоркской художественной галерее, Шотландской национальной портретной галерее, а также в Ковентри. NPG рассматривает еще около 30 запросов от других государственных музеев.

Это беспрецедентное турне для коллекции, которая позиционируется как «семейный альбом нации», пожалуй, единственная отдушина на фоне непростого решения закрыть лондонскую галерею целиком. Ее реконструкция обойдется в £35,5 млн, рассказал Каллинан The Art Newspaper в совместном интервью с архитектором проекта Джейми Фобертом. «Никто из нас не хочет закрываться, потому что наша задача — управлять музеем, открытым для публики, — говорит Каллинан. — Зато мы можем познакомить с нашей коллекцией всю страну».

Так будет выглядеть вход в Национальную портретную галерею после реконструкции. Фото: Jamie Fobert Architects; Forbes Massie Studio
Так будет выглядеть вход в Национальную портретную галерею после реконструкции.
Фото: Jamie Fobert Architects; Forbes Massie Studio

Большие государственные музеи Великобритании во время серьезных реноваций закрываются частично, но Фоберт считает, что в «крошечной» Национальной портретной галерее «почти невозможно» отгородить работающие залы от зоны ремонтных работ. По словам Каллинана, вариант постепенной реновации одного этажа за другим отмели как слишком дорогой и создающий помехи для посетителей, но «решающим фактором» стало то, что он был небезопасен для коллекции.

Не больше, но лучше

Камерный формат NPG был предусмотрен еще при ее зарождении в 1856 году, когда парламент одобрил предложение Филипа Стэнхоупа, четвертого графа Честерфилда, создать британскую галерею, вдохновленную небольшим портретным залом в Версале. Спустя 40 лет коллекция обосновалась в особняке, построенном по проекту Юэна Кристиана и примыкающем к зданию Национальной галереи. По словам Каллинана, после двух расширений — в 1930-е и 1990-е годы — расти ей просто некуда: места больше нет. «Поэтому нужно научиться извлекать максимум из того, что имеем».
Архитектор Фоберт считает, что его замысел позволит «заново открыть красоту оригинального здания Кристиана». Перепланировкой он хочет освежить «слишком величественный» экстерьер, разблокировав множество закрытых окон и создав новый, просторный вход с севера. Обветшавший образовательный центр увеличится вдвое — он расширится в сад, который разобьют в световом колодце.

С северной стороны появятся пандус и раздвижные стеклянные двери, ведущие к залам постоянных коллекций со свободным входом. Сейчас на первом этаже часто проходят выставки, на которые нужно покупать билеты, — директор сравнивает их с «пейволлом» (системой платной подписки на все или отдельные материалы сайтов), отсеивающим посетителей на первых же шагах. Благодаря реконструкции будет отделен расположенный в мезонине сувенирный магазин, объединятся основные ряды выставочных галерей, а небольшое пространство для временных экспозиций переедет на второй этаж.

Среди экспонатов галереи — неоконченный портрет Артура Уэлсли, первого герцога Веллингтона, кисти Томаса Лоуренса (1829). Фото: National Portrait Gallery
Среди экспонатов галереи — неоконченный портрет Артура Уэлсли, первого герцога Веллингтона, кисти Томаса Лоуренса (1829).
Фото: National Portrait Gallery

Посетителей ждут новые, разнообразные маршруты по коллекции портретов, охватывающей более 600 лет, заверяет архитектор Джейми Фоберт. Тюдоры останутся на третьем этаже, а викторианцы — на втором, но появится и третий променад в восточном крыле (обосновавшиеся здесь в 1990-е годы административные помещения переделают обратно в музейные залы). Новое крыло будет посвящено послевоенному и современному периоду в искусстве, в нынешней экспозиции представленному, по мнению руководителя музея, чересчур сжато. 

Как сообщил Каллинан, кураторы разработали план «полной перевески» примерно тысячи экспонатов. Также будет переписана «каждая этикетка», чтобы тексты передавали «дух истории, а не только факты из биографий». Общая выставочная площадь постоянной коллекции после реконструкции увеличится с 2248 кв. м до 2487 кв. м. 

«Проект потрясающий, но без трудностей не обойдется. Перемены никогда не давались легко, — говорит директор галереи, — но они того стоят, потому что музей действительно станет сильнее и лучше». 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+