18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От эклектики к модерну

Издан труд, завершающий фундаментальную трилогию Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века»

Это исследование, описывающее строительство Санкт-Пе­тербурга от периода позднего классицизма, зарождения и развития эклектики до начала модерна. Создание трилогии растянулось почти на десять лет: первый том вышел в 2009 году, второй — в 2014‑м. В финальной книге рассмотрена типология зданий последней трети XIX века.

То время характеризуется высочайшей строительной активностью. В столице ежегодно возводились десятки новых каменных зданий, перестраивались старые: двухэтажные дома эпохи классицизма вырастали до трех-четырех этажей, получали более пышную отделку. Основным стилем этого периода стала эклектика. Хотя еще в 1837 году анонимный автор в одном из номеров «Художественной газеты» писал: «Наш век эклектичен, во всем у него характеристическая черта — умный выбор. Все роды зодчества, все стили могут быть изящны и заключают каждый немалочисленные тому доказательства, все они пользуются своими средствами, перемешиваются и производят новые роды!»

В последней трети XIX века на берегах Невы по-прежнему возводили строения в классическом стиле, но параллельно складывалось новое направление в архитектуре. Помимо дворцов, особняков и воинских казарм, появились постройки совершенно иного рода: промышленные предприятия, железнодорожные вокзалы и депо, банки, музеи, театры, больницы. Существенно изменилось жилищное строительство: рост городского населения привел к возникновению многоквартирных доходных домов. На главных улицах в первых этажах все чаще открывались торговые помещения. Все это требовало иных подходов к архитектуре. По сути, эклектика стала переходным этапом от традиций классицизма к архитектуре XX века.
Как ни странно, до сих пор этот период в истории архитектуры Петербурга был плохо изучен, несмотря на то, что опубликованы работы по творчеству знаменитых зодчих XIX века: Гаральда Боссе, Максимилиана Месмахера, Андрея Штакеншнейдера и многих других. Но комплексное изучение началось именно с работ Андрея Пунина.

Он племянник знаменитого искусствоведа Николая Пунина, сам известный историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Академического института имени И.Е.Репина. По первому образованию инженер-мостостроитель. Его дебютная книга об архитектуре города середины XIX века, изданная в Ленинграде в 1990 году, стала библиографической редкостью. Трилогия фактически завершила исследования Пунина в этой области.

Первый из трех томов посвящен архитектуре 1830–1860-х годов, второй и третий — периоду с 1860-х по 1890-е, последним десятилетиям века, труд обобщает все XIX столетие. По мнению Бориса Кирикова, ведущего специалиста по архитектуре петербургского модерна, особая ценность работы Андрея Пунина состоит в систематизации собранного материала. «Это действительно уникальный труд выдающегося ученого, — считает Кириков. — Он исследователь широкого диапазона, ему удалось охватить всю проблематику этого непростого и очень пестрого периода в развитии архитектуры, показать его со всех сторон: стили, инженерные конструкции, эстетические взгляды, мода». 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+