От эклектики к модерну

Издан труд, завершающий фундаментальную трилогию Андрея Пунина «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века»

Портик нового Эрмитажа. Архитекторы Лео фон Кленце, Александр Теребенев. 1842–1851. Фото: Издательство Крига
Портик нового Эрмитажа. Архитекторы Лео фон Кленце, Александр Теребенев. 1842–1851.
Фото: Издательство Крига

Это исследование, описывающее строительство Санкт-Пе­тербурга от периода позднего классицизма, зарождения и развития эклектики до начала модерна. Создание трилогии растянулось почти на десять лет: первый том вышел в 2009 году, второй — в 2014‑м. В финальной книге рассмотрена типология зданий последней трети XIX века.

То время характеризуется высочайшей строительной активностью. В столице ежегодно возводились десятки новых каменных зданий, перестраивались старые: двухэтажные дома эпохи классицизма вырастали до трех-четырех этажей, получали более пышную отделку. Основным стилем этого периода стала эклектика. Хотя еще в 1837 году анонимный автор в одном из номеров «Художественной газеты» писал: «Наш век эклектичен, во всем у него характеристическая черта — умный выбор. Все роды зодчества, все стили могут быть изящны и заключают каждый немалочисленные тому доказательства, все они пользуются своими средствами, перемешиваются и производят новые роды!»

Пунин А. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 3: 1860–1890-е годы. Типология зданий и сооружений и стилевые особенности архитектуры эпохи поздней эклектики. СПб.: Крига, 2019. 848 с., ил.
Пунин А. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 3: 1860–1890-е годы. Типология зданий и сооружений и стилевые особенности архитектуры эпохи поздней эклектики. СПб.: Крига, 2019. 848 с., ил.

В последней трети XIX века на берегах Невы по-прежнему возводили строения в классическом стиле, но параллельно складывалось новое направление в архитектуре. Помимо дворцов, особняков и воинских казарм, появились постройки совершенно иного рода: промышленные предприятия, железнодорожные вокзалы и депо, банки, музеи, театры, больницы. Существенно изменилось жилищное строительство: рост городского населения привел к возникновению многоквартирных доходных домов. На главных улицах в первых этажах все чаще открывались торговые помещения. Все это требовало иных подходов к архитектуре. По сути, эклектика стала переходным этапом от традиций классицизма к архитектуре XX века.
Как ни странно, до сих пор этот период в истории архитектуры Петербурга был плохо изучен, несмотря на то, что опубликованы работы по творчеству знаменитых зодчих XIX века: Гаральда Боссе, Максимилиана Месмахера, Андрея Штакеншнейдера и многих других. Но комплексное изучение началось именно с работ Андрея Пунина.

Он племянник знаменитого искусствоведа Николая Пунина, сам известный историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Академического института имени И.Е.Репина. По первому образованию инженер-мостостроитель. Его дебютная книга об архитектуре города середины XIX века, изданная в Ленинграде в 1990 году, стала библиографической редкостью. Трилогия фактически завершила исследования Пунина в этой области.

Первый из трех томов посвящен архитектуре 1830–1860-х годов, второй и третий — периоду с 1860-х по 1890-е, последним десятилетиям века, труд обобщает все XIX столетие. По мнению Бориса Кирикова, ведущего специалиста по архитектуре петербургского модерна, особая ценность работы Андрея Пунина состоит в систематизации собранного материала. «Это действительно уникальный труд выдающегося ученого, — считает Кириков. — Он исследователь широкого диапазона, ему удалось охватить всю проблематику этого непростого и очень пестрого периода в развитии архитектуры, показать его со всех сторон: стили, инженерные конструкции, эстетические взгляды, мода». 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+