Более половины людей с инвалидностью испытывают в музеях дискомфорт

Политехнический музей, готовящийся к открытию, провел онлайн-опрос в рамках развития своих инклюзивных программ

Историческое здание Политехнического музея на Новой площади. Фото: Политехнический музей
Историческое здание Политехнического музея на Новой площади.
Фото: Политехнический музей

Политехнический музей поделился результатами интернет-опроса на тему «Как родители детей с инвалидностью оценивают опыт посещения культурных институций». В опросе приняли участие 224 человека, из них люди с инвалидностью составили 11,6%, остальные — родители детей с инвалидностью.

Более половины участников опроса — 64% — говорят о том, что испытывают отрицательные эмоции при посещении учреждений культуры. Основные их чувства — тревога, волнение и страх.

Родители детей с инвалидностью по умолчанию не доверяют учреждению перед посещением, часто их негативный опыт вызван неуважительным или нетактичным поведением его сотрудников. К этому добавляются проблемы, связанные с непродуманным техническим оснащением музеев.

Музеи плохо оборудованы для посещения зрителями на колясках или с физическими особенностями развития — часто проезд невозможен или неудобен. «Кроме собственно передвижения затруднение вызывает и осмотр самой экспозиции. Например, витрины в музеях расположены намного выше уровня глаз (родители стараются приподнимать ребенка, но быстро устают), если на выставке предполагается интерактивная часть, то она тоже бывает недоступна людям на колясках (кнопки, элементы экспонатов расположены слишком высоко)», — говорится в отчете. Дети с особенностями ментального развития часто не имеют возможности и места отдохнуть или переключиться в ходе посещения учреждения, нет специальных экскурсий или просто возможности сопровождения. Родители детей с нарушением зрения отмечают малое количество экспонатов или макетов, которые можно трогать. Навигация по музею для слабовидящих и слепых людей обычно не предусмотрена или затруднена.

В Политехе работу с людьми намерены выстроить таким образом, чтобы эти сложности при его посещении не возникали, для этого здесь был создан специальный совет по доступности. Уже сейчас эксперты музея делают вывод, что часть тревог может быть снята на этапе подготовки к посещению, если на сайте имеется информация о том, как музей устроен (в первую очередь о доступности среды) и какая есть поддержка в случае необходимости (сопровождение и/или информация о том, к кому из работников можно обратиться при возникновении проблем, специализированная программа экскурсий).

Стоит добавить, что российские музеи ведут огромную работу по созданию доступной среды. Флагманы в этом направлении — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где с 2016 года реализуется программа «Доступный музей» и ежегодно проводится Международный инклюзивный фестиваль, и Музей современного искусства «Гараж» — там с 2015 года работает отдел инклюзивных программ и люди с инвалидностью становятся не просто наблюдателями, но активными созидателями (при их участии была организована выставка «Единомышленники»).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+