18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дура-Европос: мультикультурализм в эпоху цезарей

№82, апрель 2020
№82
Материал из газеты

Книга «Мир между империями» отправляет читателя в искусствоведческое путешествие к восточным границам Древнего Рима

Известняковый погребальный портрет Батии, дочери Мокима, из Пальмиры. Фото: The Met Museum
Известняковый погребальный портрет Батии, дочери Мокима, из Пальмиры.
Фото: The Met Museum

В наших представлениях о древнеримском искусстве доминируют прежде всего Италия и сам город Рим, что естественно. В первые века новой эры именно здешние художественные традиции получили распространение почти во всех провинциях империи. А территория ее была огромна — сегодня пассажирскому лайнеру потребовалось бы пять с половиной часов, чтобы перелететь от ее западных границ до восточных. В древности, даже при условии постоянного попутного ветра, такое путешествие морем занимало полтора месяца. Неудивительно, что на окраинах государства культурное тяготение к Риму было менее ощутимо. Когда кто-то добирался до восточной границы, например до гарнизонного военного городка Дура-Европос на реке Евфрат, то оттуда до Кандагара было гораздо ближе, чем до столицы на Апеннинах.

Строго говоря, Дура-Европос располагался на краю двух империй, у подвижной, без отчетливой демаркации, границы между римлянами и их давними противниками парфянами. Город постоянно переходил из рук в руки; лишь около 90 лет, в II–III веках, он находился под полным контролем римлян. Но и в тот период искусство местных смешанных сообществ во многом противоречило греко-римским образцам и сложно поддается классификации. Причем произведения, выглядящие наиболее классическими, создавались в городе как раз при парфянском правлении, тогда как на изображениях времен римского владычества чаще встречаются иранские идиомы, парфянские одеяния и местные боги. Вопрос усложняется еще и тем, что весь Ближний Восток был когда-то частью эллинистического мира, сформировавшегося в результате завоевания Персидской империи Александром Македонским.

Дура-Европос — одно из ключевых мест, о которых рассказывается в книге «Мир между империями», представляющей собой новый обзор этой исторической темы. Издание подготовлено к недавней одноименной выставке в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, где исследовались художественные идентичности в буферных регионах между древними сверхдержавами. Речь идет о территориях, сегодня относящихся к Йемену, Саудовской Аравии, Иордании, Израилю и Палестине, Ливану, Сирии, Ираку.

Blair Fowlkes-Childs and Michael Seymour. The World Between Empires: Art and Identity in the Ancient Middle East. Metropolitan Museum of Art in association with Yale University Press. 332 с. £45. На английском языке
Blair Fowlkes-Childs and Michael Seymour. The World Between Empires: Art and Identity in the Ancient Middle East. Metropolitan Museum of Art in association with Yale University Press. 332 с. £45. На английском языке

Художественные предметы на иллюстрациях к этой книге, как правило, превосходно исполнены и богато украшены, но нередко кажутся странными для современного глаза, а то и вовсе дезориентируют. Например, позолоченный бронзовый бюст Меркурия из Гелиополя в Ливане примечателен головой, инкрустированной в египетском стиле, и одеждами, украшенными тайными знаками. Алебастровая статуэтка богини из парфянской могилы в Вавилоне изображает ее обнаженной, но в золотых украшениях и головном уборе в виде полумесяца. В глаза и пупок богини вставлены бирманские рубины, с ранних пор известные на Ближнем Востоке. Для человека, знакомого с античностью, это Венера, но для изначального владельца, возможно, богиня Иштар. Известняковый погребальный портрет женщины из Пальмиры, некогда украшенный драгоценностями, все еще сохраняет яркую раскраску. Подпись на арамейском языке гласит: «Батия, дочь Мокима, внучка Малку. Увы!» Однако ее лицо, выполненное по канонам античной красоты, и накидка в греческом стиле указывают на сосуществование разнородных культурных идентичностей.

Смешение культур, явствующее из разнообразия предметов, описанных в книге, дает понять, что мир искусства далеко не всегда и не во всем следовал за политической географией. И все же удивительно, насколько всепроникающим оказалось влияние классических традиций, пропагандируемых Римом.

Эта тема выглядит особенно актуальной в эпоху глобализации, и книга способствует подъему интереса к древним кросс-культурным связям. Впрочем, актуальна она и по другим, более печальным причинам, что становится ясно из последней главы. Города Дура-Европос больше не существует. В разделе, посвященном парфянской Хатре и Северной Месопотамии, обозначена в основном виртуальная картина, так как большинство произведений ныне утрачены, разрушены или недоступны. По-прежнему наносят невосполнимый урон культурному наследию незаконные раскопки и контрабанда. Хотя книга «Мир между империями» как раз дает представление о том, что проблемы такого рода извечны. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+