18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оля Кройтор: «Тело — инструмент пластичный, для чего-то нужно и отъесться»

Мастер перформанса, художник Оля Кройтор рассказала, чем занимается на карантине и как использовать затянувшуюся паузу со смыслом

Справка

Оля Кройтор (р. 1986) — лауреат Премии Кандинского в номинации «Молодой художник» (2015), победительница грантовых программ «Гаража» и финалистка конкурса стипендий Фонда Иосифа Бродского, входит в инвестиционный рейтинг 49ART, представляющий художников младше 50 лет.

Еще…

Где вас застал карантин?

Почти до середины марта я была в Париже. Местные жители уже перестали целоваться и обниматься при встречах и постоянно обсуждали коронавирус, но у меня не было времени читать новости, ситуация казалась спокойной, и я даже поменяла билеты на более позднюю дату. Вскоре после моего возвращения в Москву рейсы из Парижа прекратились. Можно сказать, я влетела в закрывающиеся двери (что нередко со мной происходит). Как ответственный гражданин две недели я провела в изоляции, а потом практически сразу началась официальная самоизоляция по стране.

Как вы переносите вынужденное ничегонеделание?

Отлично. Чем больше времени пребываешь наедине с собой, тем лучше. Все проекты отложены. Не состоится фестиваль перформанса в Тунисе; совместный воркшоп с перформером из Сан-Франциско в Петербурге переносится на осень; закрылась выставка в Третьяковке, в которой я участвую; еще одна выставка сдвинулась на неопределенный срок, как и много чего другого. Но если постоянно об этом думать, можно умом поехать и загрустить. Так что, решаем проблемы по мере поступления.

Есть ли у вас советы, как использовать это время?

Чтобы поддержать психологическое здоровье, я решила минимум времени проводить в Facebook, где наблюдается затяжная истерия, просто «Последний день Помпеи». Я верю в силу мысли: если мысленно ожидать конца света, он настанет лично для тебя. С потоком коллективного психоза надо быть аккуратным — сохранять дистанцию.

Чем вы занимаетесь?

Культивирую внутреннее спокойствие. Новости читаю по вечерам и не более десяти минут. Мне, в общем, и с людьми хорошо, и в одиночестве отлично. Смотрю фильмы, читаю, просто думаю, мастерская постепенно заполняется воображаемыми образами. Мне это напоминает раннее детство: мне пять лет, у меня набор игрушек — и весь мир подождет.

Навожу порядок в архиве, завершаю монтаж видео, дорабатываю сайт. Еще мне нравится несколько раз в неделю, рано утром, часов в восемь, разговаривать по телефону с Дашей Демехиной (куратор и исследователь перформансов. — TANR), у нас масса общих тем.

Что нового появится в нашей жизни благодаря месяцам изоляции?

Расцветут онлайн-технологии: посещение музеев онлайн, организация выставок без зрителей, но с трансляцией через Сеть, различные образовательные программы. Это, конечно, не новое, просто этого будет значительно больше.

Вы планируете откликнуться на происходящее каким-нибудь перформансом? 

Не думаю, что мгновенный отклик возможен. Все-таки художник не журналист, чтобы реагировать по горячим следам. Художественный образ, метафора — это до некоторой степени сублимация внутренних переживаний, они просто-напросто должны накопиться, а для этого нужны время и дистанция. Хотя это моя точка зрения; возможно, другие работают иначе.

У вас есть перформанс «Изоляция». Его название звучит как предвидение нынешней ситуации. Действительно ли существуют точки пересечения того художественного вымысла и сегодняшней реальности?

Большинство моих работ — про самоизоляцию: и «Без названия», и «Кокон». Общество становится все более дискретным. Мы как лошади в забеге: движемся гурьбой, но каждый отдельно. Хотя… отправной точкой для ранних перформансов было в том числе и мое личное состояние, боязнь людей. С тех пор многих внутренних демонов мне удалось усмирить.

Какое художественное событие последнего года произвело на вас сильное впечатление?

Из совсем свежих потрясений — музей современного искусства MAC VAL в Валь-де-Марн в пригороде Парижа. Там было много классных работ, и сама экспозиция — у меня чуть глаза не вывалились от красоты.

Вы не расскажете, каково это — сделать перформанс? Стоять четыре часа на столбе («Точка опоры») или висеть запеленутой в целлофан на дереве («Кокон»)? Что самое сложное: войти в это состояние, пребывать в нем, эмоционально «отморозиться» после?

Хороший вопрос. Проще всего — после: это время чаще всего проводишь в одиночестве и уже не несешь ответственности перед зрителем. Войти и пребывать — одинаково сложно. Потому что, в принципе, ты можешь в любой момент «вылететь» из состояния. Я заранее продумываю, что же может меня расфокусировать. Погружение художника в перформанс — самое интересное для зрителя. Когда я наблюдаю чужие перформансы, то именно на это обращаю внимание.

Что сложнее — самой делать перформансы или продюсировать и режиссировать их, задействуя чужие тела?

Сложнее самой. Единственный перформанс, который я ставила с привлечением других людей, — это «2344. Penetration» (участники в вязаных платьях, расплетая одежды, нитями связывают экспонаты выставок. — TANR). Правда, ставила я его многократно. Одним из моих принципов и в работе, и в жизни является ненасилие: участник должен выйти из перформанса с теми затратами, на которые он был изначально готов, поэтому я могу давать только общие установки, но не диктовать, не ожидать, что актеры будут испытывать те же чувства, что и я, автор.

Ставя перформанс, надо решать и организаторские проблемы, но это даже увлекательно. И мне постоянно везет с людьми. Я ужасно благодарна Кате Бочавар, которая подвигла меня увеличить состав участников, Оле Фоминой — швее, которая связала уже, наверное, более 20 одинаковых (ну почти) платьев. И главное — ребятам, благодаря которым у меня появилась возможность увидеть свои «концепты» со стороны. Ведь фактически они надевают на себя мою личину… И я через каждого получаю новое состояние.

Требуют ли перформансы физической подготовки и телесного совершенства участников?

Все зависит от конкретных задач. Тело — инструмент пластичный. Может, для чего-то нужно и отъесться как следует или стать мускулистым «качком». Важнее внутренний стержень, вы должны рассчитать собственные силы. Если вы собираетесь четыре часа стоять на высоком столбе — это одно. Если вы планируете с этого столба сигануть — это уже другой смысл и сценарий, и к нему надо иначе готовиться.

Моя вредность играет со мной злые шутки. Когда зимой я должна была стоять на столбе, то понимала, что будет холодно и надо подкопить жирок — но от этой мысли почти перестала есть. А перед перформансом в немецком городе Пернбахе, где я почти обнаженная лежала под стеклом, наоборот, надо было похудеть, но как раз в это время аппетит был зверский. К счастью, кроме меня, его последствий во время перформанса никто не заметил.

Для следующей работы как раз нужна хорошая физическая подготовка. Кажется, я близка к тому, чтобы впервые в жизни заняться фитнесом.

Перформанс — женское или мужское ремесло?

Уверена, что здесь 50 на 50. Наверное, есть стереотип, что женщины физически слабее мужчин, и поэтому, когда девушки делают энергозатратные перформансы, это сильнее впечатляет. В то же время женщины и в обычной жизни играют роль невидимой силы, в том смысле, что фронт повседневных дел у них больше. Мне нравится, что перформансы делают и мужчины и женщины. Благодаря этому мы воспринимаем жанр с разных точек зрения.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+